Неожиданный противник: танк «Клим Ворошилов»
Начало Великой Отечественной войны оказалось неожиданностью не только для Красной Армии. Вермахту тоже было от чего прийти в замешательство.
Когда говорят о революционных танках Второй мировой войны, чаще всего вспоминают Т-34 или «Тигр». Однако в списки легендарных бронемашин можно смело записать модель «Клим Ворошилов» (КВ). Его появление на поле боя стало для вермахта крайне неприятным сюрпризом.
Незадолго до нападения Германии на СССР с новыми тяжелыми советскими танками столкнулись финны, противотанковая артиллерия которых не смогла причинить им серьезного урона. Речь идет об участии в советско-финской войне трех опытных танков СМК, КВ и Т-100, входивших в состав 20-го тяжелотанковой бригады. Первые две модели разрабатывались на ленинградском Кировском заводе под руководством Жозефа Котина, а Т-100 на заводе №185 под руководством Э. Палея. Опытный экземпляр последнего был готов в апреле 1939 года, СМК – в июле, а КВ появился позже всех, однако на «Зимнюю войну» успел попасть вместе с другими тяжеловесами.
По итогам сражений на Севере к плюсам танков было отнесено хорошее бронирование, но вместе с тем не оправдала себя двухбашенная компоновка Т-100 и СМК. Наиболее сбалансированным в боевом отношении был признан КВ, однако его вооружение второй пушкой калибра 45 мм, дополняющей основное 76,2-мм орудие, было также признано «излишеством». По итогам прорыва линии Маннергейма у КВ появился родной брат получивший название КВ-2 и вооруженный 152-мм гаубицей, предназначенной для уничтожения укреплений противника.
Несмотря на ряд очевидных плюсов, таких как 75-мм бронирование башни и передней части корпуса, «Клим Ворошилов» получился достаточно компромиссной машиной. Вес в 47 тонн (КВ-1) и 54 тонны (КВ-2) и относительно слабый шестисотсильный дизель В-2 делали оба танка неповоротливыми, да ещё и с запасом хода в полтораста километров. На хорошей дороге КВ-1 мог разгоняться до 36 км/ч, а КВ-2 до 30 км/ч. Пушка КВ-1 калибра 76,2 мм не давала ему никаких преимуществ перед Т-34, который был более маневренным, скоростным и стоил дешевле. А самое главное – «тридцатьчетверка» была надежнее.