Игорь Чайка создаст в Москве новый бизнес на миллиарды рублей
Младший сын генпрокурора вместе с немецкими соинвесторами запустит в Москве производство стрелочных переводов для столичных трамвайных путей и потребностей РЖД. Это бизнес с миллиардными оборотами

В ночь на 26 августа движение у метро «Семеновская» было парализовано – с рельсов сошел новейший трамвай «Витязь-М». За полтора года до инцидента столичный мэр Сергей Собянин называл появление «Витязей» «историческим моментом». 300 машин от «Трансмашхолдинга» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева обошлись Мосгортрансу в 56 млрд рублей. Но «трамваям 21 века» пришлось ездить «по старым путям века двадцатого», объясняет урбанист Алексей Радченко. Главный пережиток — «советские стрелки из шестидесятых». Под знаменитый ломик для их перевода в трамваях даже предусмотрено штатное место.
Именно на стрелках происходит большинство сходов трамваев (50 в 2018 году), следует из презентации «Бетэлтранса» (БЭТ) и немецкого концерна Vossloh AG. В 2019 году компании намерены создать совместное предприятие по выпуску стрелочных переводов, рассказал Forbes совладелец БЭТ Игорь Чайка. Сейчас инвесторы подбирают площадку под завод в Москве. Именно на столичные нужды и будет ориентировано новое производство.
Сейчас технологии находятся на уровне 60-х годов, признает топ-менеджер Муромского стрелочного завода (МСЗ), основного поставщика трамвайных стрелок. По установленным в Москве стрелкам разрешено проезжать со скоростью максимум 5 км/час. У завода есть и более современные разработки, но заказчиков они не интересуют, отмечает собеседник Forbes.

Сколько денег на кону
При распределении городского бюджета трамвайная инфраструктура «рассматривается по остаточному принципу», на модернизацию трамвайных линий выделяются «нищенские средства», сетует собеседник Forbes. Впрочем, есть исключения. Например, в 2018 году Мосгортранс потратил 1,8 млрд рублей на капитальный ремонт трамвайных путей. Подряды на 800 млн выиграло ООО «Стройсервис», которое политик Алексей Навальный связал с семьей Аркадия Ротенберга.