Мы живем в эру «Мстителей»: история самого кассового фильма в мире
Один из самых ожидаемых фильмов года «Мстители: Финал» вышел в мировой прокат 24 апреля — и сразу побил все рекорды кассовых сборов. На российских экранах он появится только 29 апреля, поэтому пока никаких спойлеров — только цифры, факты и много истории.
В 2019 году только два проекта голливудского кинопрома окутаны мощной завесой тайны и обещают побить рекорды миллиардных сборов: «Звёздные войны. Скайуокер. Восход» и, конечно, «Мстители: Финал». Обе картины завершают истории, растянувшиеся на многие годы. У обеих астрономические бюджеты. Но судя по цифрам — фильм уже собрал 305 млн долларов — игра стоит свеч: мы живём в эру Мстителей, и с этим, пожалуй, пора смириться.
Комиксы в кино
Комиксы далеко не всегда были мэйнстримом и долгое время в Америке оставались уделом нёрдов и гиков. За найденные в рюкзаке выпуски «Человека-паука» или «Бэтмена» можно было схлопотать обидное прозвище. Это сейчас мы с восторгом вспоминаем, как Стэн Ли в 1960-х перепридумал комиксы, выведя на страницы продукции издательства Marvel Железного человека, Тора, Людей Икс, Человека-паука и прочих будущих звёзд, но настоящим мэйнстримом они стали только в нулевых с появлением интернета и действительно удачных экранизаций.
Индустрия всегда помнила комиксы и пыталась их экранизировать. Супермен дебютировал в анимации в 1940-х, Бэтмен расследовал преступления в сериалах, начиная с 1943-го, но вкладываться в большое кино про супергероев стали не сразу. «Супермен» (1978) Ричарда Доннера был самым дорогим фильмом своего времени, его бюджет насчитывал солидные 55 млн долларов. Фильм, созданный при помощи последних достижений индустрии и визуальных эффектов, собрал в итоге в мировом прокате 300 млн долларов. Для студии это был самый успешный проект на то время. Учуяв запах денег, Warner продолжили работу над франшизой, но ни один из трёх последовавших фильмов о Супермене даже близко не смог подобраться к картине Доннера. Отчасти виной тому было абсолютно несерьёзное отношение создателей к герою – в конце концов, это же комиксы.
Ситуация изменилась только в конце 1980-х, когда на страницах комиксов появился суровый Бэтмен Фрэнка Миллера, а Тим Бёртон, получивший от Warner фильм про Брюса Уэйна, решил выкинуть тогдашний китчевый сценарий — и сделать всё подобающим образом, то есть в своем мрачном стиле. «Бэтмен» Бёртона обошелся Warner всего в 35 млн долларов, а мировые сборы составили 411 млн долларов. Сиквел пришлось ждать три года и потратить на него внушительные 80 млн долларов. «Бэтмен возвращается» оказался макабрической симфонией с затянутой в латекс Мишель Пфайффер и неузнаваемым весельчаком Дэнни де Вито в образе Пингвина. Безусловная кинематографическая удача оказалась финансовым провалом – всего 266,8 млн долларов в мире. Кроме того, Бёртон не откликался на требования студии напичкать фильм техникой, из которой так здорово получаются игрушки. И это очень серьёзная проблема, ведь одно из важнейших направлений для студий – сопутствующие товары. Безусловно, кассовые сборы — приятная статья дохода, но некоторые франшизы зарабатывают гораздо больше «на стороне» (например, «Звёздные войны» и «Гарри Поттер»). Пригласив Джоэла Шумахера в режиссёрское кресло на два последующих «Бэтмена», Warner получила свои игрушки, но фильмы снова скатились в клоунаду.
А как же Marvel?
Действительно, издательству DC повезло оказаться в одном конгломерате со студией Warner Brothers, впоследствии став ее дочерней компанией. Ближайшим конкурентам DС, издательству Marvel, повезло меньше. В то время как Бэтмена снимал Тим Бёртон, «Фантастическую четвёрку» для Marvel продюсировал Роджер Корман, известный не самыми качественными проектами. Фильм так и не увидел свет. В середине 1990-х комикс-индустрия чувствовала себя неважно, и издательство Marvel в 1996-м объявило себя банкротом.