Создать аватар за $100 и заработать на нём $2 млн за полтора года: кто такие витуберы и почему их смотрят миллионы
Как виртуальные блогеры проводят концерты, снимаются для журналов, сотрудничают с SoftBank и представляют аниме в Netflix — в пересказе Rest of World.
Виртуального видеоблогера, или «витубера», Kizuna AI пригласили на популярное развлекательное шоу Downtown DX, которое идёт в Японии уже несколько десятилетий. Она отвечала на вопросы ведущих, шутила и даже победила одного из них в игре «камень, ножницы, бумага».
Выглядит Kizuna AI как типичный персонаж аниме: длинные волосы и ноги, короткая юбка, бант школьницы на груди и розовый ободок с ушами. Её движения и реакции генерирует компьютер, а реплики записывает актёр озвучки в режиме реального времени. «Милый» образ виртуального блогера придумал иллюстратор Эн Морикура.
Этот проект запустили в 2016 году — и Kizuna AI стала первым полностью цифровым YouTube-блогером — витубером.
Да, её голос озвучивал актёр. Но на самом деле это никого не заботило. Витубер похож на Микки Мауса. Какая разница, кто его озвучивает?Такеши Осака создатель Kizuna AI, гендиректор Active8
30 июня 2021 года Kizuna AI исполнилось пять лет, за это время она стала «трансмедийным феноменом» — разработчики использовали её в различных виртуальных и реальных средах. Например, она участвовала в показе коллекции модного дома Valentino, снялась для обложки глянцевого японского журнала Commons&sense и сотрудничала с SoftBank.
ИИ-блогер провела два концерта на YouTube, TikTok, китайской платформе Bilibili и площадках виртуальной реальности компании Oculus. На праздновании своего дня рождения она выступила с реальной группой в Токио, билеты на концерт в первый ряд стоили $150.
Популярность витуберов в пандемию
До 2020 года о виртуальных блогерах знали только в узкой среде — в основном среди фанатов аниме в Японии. Но в пандемию количество просмотров каналов витуберов выросло до более чем 1,5 млрд в месяц.
Агрегатор статистики Playboard подсчитал, что в августе 2020 года семь из десяти крупнейших пользователей «суперчатов» в YouTube были витуберы. «Суперчат» — это функция, которая за деньги закрепляет сообщение в чате во время трансляции. Больше всего ею воспользовались зрители виртуального блогера Coco, они заплатили $800 тысяч — а проект заработал более $100 тысяч за неделю.
Пандемия создала новую цифровую экосистему домоседов, которые смотрят стримы. Привлекательность витуберов в том, что они не люди. Моё поколение не любит людей. Мы всё время в онлайне и предпочитаем общаться там — и витуберы удерживают нас в этой фантастической вселенной.Мейлин Тран главный операционный директор GeeXPlus