Паблик-арт на Красной площади. Интервью с отцом и сыном Полисскими о современной скульптуре в России
Пока вокруг «Большой глины №4» Урса Фишера на Болотном острове не утихают споры, на Красной площади вдоль фасада ГУМа выросла целая выставка актуальной скульптуры. Фестиваль «Красный сад» — первая масштабная выставка паблик-арта в России, ориентированная на неподготовленного зрителя. Об отношении к уличной скульптуре в России «Сноб» поговорил с художником Николаем Полисским и его сыном, арт-продюсером Иваном Полисским
В России к паблик-арту отношение настороженное. Взять ту же скульптуру Фишера на Болотном острове. Это от нехватки опыта, насмотренности?
Николай Полисский: Да, конечно. Опыта в актуальной скульптуре, по сути, в России нет ни у кого — ни у тех, кто разрешает ставить в городе новое искусство, ни у тех, кто его реально создает. Сейчас в основном все публичное искусство — это борьба классических памятников. Одни памятники стоят, другие появляются. Естественно, предыдущие, вспоминая практику советской эпохи, нужно сносить. Такая политическая борьба памятников.
Иван Полисский: Современное искусство с трудом завоевывает новые пространства. Это связано с тем, что нет необходимого запроса у городских властей и собственников территорий. И у зрителей мало опыта наблюдения за современным искусством. Поэтому я думаю, что главная коммуникационная история вокруг этой выставки в том, чтобы подчеркнуть возможность появления публичного искусства даже на самой главной площади страны.
Иван, у вас как у продюсера проекта были какие-то трудности с согласованием выставки с властями? Все-таки Кремль, Красная площадь, мавзолей напротив.
Иван: Скульптуры выставлены на территории, которая принадлежит торговым рядам. Благодаря усилиям и доброй воле менеджеров ГУМа на Красной площади впервые стало возможным размещение не просто объектов актуального паблик-арта, а таких масштабных работ. Там в числе прочего установлены две шестиметровые скульптуры: «Колонна» из серии «Русская античность» Николая Полисского и «Стабильная композиция» молодого автора Романа Ермакова. В сочетании с видом на Спасскую башню Кремля и мавзолей это выглядит не только грандиозно, но и значимо с точки зрения переосмысления новых течений времени. И честно говоря, где-то в глубине души мы до сих пор не верим, что задуманная полтора года назад идея сейчас реализовалась.