Рычащий рокот: прошлое и настоящее дизельного двигателя
В августе 2006 года на просторах высохшего озера Бонневилль прототип JCB Dieselmax установил новый мировой рекорд скорости для дизельных автомобилей — 563,418 км/ч. Да, представить современный мир без дизельного мотора невозможно! Это не только тяговитые медлительные тракторы, но и рельсовый транспорт, автобусы, грузовики, асфальтовые катки, суда… Своим появлением такой двигатель обязан немецкому изобретателю Рудольфу Дизелю. Жизнь этого человека была непростой, полной падений и взлетов, как и история изобретенного им мотора.
Методом проб и ошибок
Создатель всемирно известного дизеля начинал с должности помощника в парижской фирме по производству холодильников, а уже через год возглавил ее. Все это время Рудольф изучал состояние газов при резком сжатии и расширении, также он получил патент на машину по изготовлению льда. Изобретатель был одержим двигателями: разрабатывал моторчики для швейных машин и прялок, пытался понять, как можно заставить транспортные средства двигаться при помощи аммиака, думал даже использовать для этих целей солнечную энергию.
В те годы были распространены паровые машины с низкой производительностью: в полезную работу они преобразовывали только 10% тепловой энергии. Дизель взялся за усовершенствование механизма. Сначала он решил использовать вместо пара аммиак, но это был ошибочный путь, существенно подорвавший здоровье изобретателя. Потом Рудольф понял, что эффективность работы растет с ростом степени сжатия, но излишнее сжатие приводит к слишком раннему воспламенению. Новая идея — добавлять в камеру сгорания топливо лишь в самом конце такта сжатия. Дизель нашел и время, и средства для реализации задумки. Первые опыты были провальными, но уже через год, экспериментируя наугад, он нашел нужный баланс. В 1884 году его мотор заработал как надо.
Свою разработку Дизель скромно назвал «идеальной», ведь ее эффективность составляла 67% против прежних 10 — космический прогресс! Изобретение было широко анонсированным и долгожданным. Правда, в качестве топлива идеального топлива Дизель видел угольную пыль, о чем и написал в сопровождавшей выпуск мотора книге. Впоследствии выяснилось, что это невозможно хотя бы потому, что у этого материала высокие абразивные свойства. Как бы то ни было, еще до начала массовой сборки двигателей Рудольф Дизель