Каким получился новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.»
26 августа выходит новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.» о том, как будет устроен мир через 300 лет. Игорь Кириенков размышляет, почему поздний Пелевин оказался созвучен депрессивному 2021 году
Отдаленное будущее. Человечество научилось разделять тело и мозг и, по сути, решило проблему бессмертия: теперь олигархи и политики могут, не дожидаясь физической смерти, переместиться в специальную, хорошо защищенную банку. Находиться в этом состоянии (мозг под землей управляет чьим-то чужим телом или пребывает в симуляции) можно бесконечно долго — точнее, пока позволяют деньги. После нескольких опустошительных войн население планеты радикально уменьшилось, а бытовой уклад напоминает конец XIX века со вкраплениями продвинутых технологий: больше никаких ядовитых выбросов в атмосферу. На месте США — Соединенные Сейф Спейсы, а тем, что когда-то было Россией, управляют социалистические евразийские революционные демократы-охранители — сердобол-большевики. Но это неважно: в действительности вся власть принадлежит корпорации «Transhumanism Inc.», которая оснастила население планеты мозговыми имплантами и ошейниками-кукухами (что-то вроде смартфона будущего) и с их помощью гонит в мозг рекламу, а также довольно жестко следит за дискурсом. В частности — карает тех, кто пытается заговорить об истинном хозяине этого мира, таинственном сооснователе «Transhumanism Inc.» Атоне Гольденштерне.
Эта книга только прикидывается романом. Новый текст Пелевина состоит из семи глав, которые можно читать автономно (за исключением, пожалуй, последней); чувствуется, что, несмотря на колоссальный опыт в сочинении длинной прозы в сжатые сроки, Пелевин тяготеет к жанру новеллы — ироническая экспозиция, развитие, неожиданная развязка. С другой стороны, постоянная смена протагонистов и попытка обозреть довольно подробно разработанный универсум с разных ракурсов (гендерных, зоологических, технологических) позволяет сравнить «Transhumanism Inc.» с сорокинской «Теллурией» — футуристическим романом-коллажем из 50 фрагментов. С единственной, но решающей разницей: если Сорокина интересуют приключения языка, то Пелевина, как всегда, волнуют парадоксы сознания и тюрьма, в которую нас загоняет собственный мозг, — ну, или те, кто получил над ним контроль.