Валерий Фокин
Валерий Фокин ворвался в театральную жизнь Петербурга и Александринки в 2002-м с золотомасочным «Ревизором» — спектаклем-блокбастером, миксующим гоголевский юмор с мейерхольдовской биомеханикой и а-капельной музыкой Десятникова. И более чем за 20 лет художественного руководства перепрошил ДНК площадки с рутинным репертуаром. Его Александринский театр — междисциплинарный центр с бережно собранной яркой молодой командой и громкими премьерами в каждом сезоне (авторы — и мэтры, и многообещающие нью-камеры). А еще — технически безупречная Новая сцена со своим ТВ, инклюзиклами, перформансами и акусматической музыкой! С прошлого года Новой сцене было присвоено имя Мейерхольда, и весь 2023-й и 2024-й здесь отмечают 150-летие создателя биомеханики: танцами Каштанки-робота, сказкой-кабаре про Серебряный век и спектаклем-докудрамой в режиссуре самого Фокина.
«Нельзя плясать на могиле классика и нельзя стоять перед ним на коленях», — это ваша цитата, которая подходит под репертуар Александринского театра. Что вы имели в виду?
Тут все просто: нужен баланс.
Чем важен опыт Мейерхольда сейчас и чему у него стоит научиться?
Ты руководишь программой. Ты весь в Мейерхольде и сам можешь ответить на этот вопрос.
Ну да. Отвечу. Ваши учителя — кто?
Нельзя таких людей перечислять механически, в тетрадке в клетку. Что такое учителя? Есть учителя, которые тебя учат в школе театральной, а есть те, к кому ты
обращаешься вследствие обстоятельств — они даже не обязательно должны быть живы, как Мейерхольд. Режиссера учит все — литература, жизнь, кино, впечатления. Я никогда не брал уроки у тех, кто мне априори неинтересен. Не только учитель выбирает ученика, но и ученик выбирает своего учителя. Должно случиться совпадение,
группа крови. Я работал много в Польше, мне было интересно наследие Кантора, хотя для меня это абсолютно другой театр, чем у Гротовского, который лично мне ближе. Или творчество Конрада Свинарского, или Цеатральный Вайда. Это все опыт! Эф-рос, Акимов... Если человек тебе неинтересен то не надо брать у него уроки!
Вы 21 год худрук Александринского. Каково это?
Легче быть дураком, чем худруком, но это не про меня!
Помогают сны в творческом процессе?
Помогают. Бывает. Иногда снятся. Надо уметь разделять сны на творческую тему.
Бывает сны тревожные и монотонные, ты репетируешь постоянно, когда из тебя это не выходит. Когда я делал оперы — это страшно: они пели у меня все время, каждую ночь. Уже премьера прошла, а они поют. Бывают сны, в которых приходят сценические решения, которые хочется реализовать. Например, финал одного
своего спектакля «Любовь и голуби» сто увидел во сне. Проснулся, записал, чтобы не забыть, пошел на репетицию и сделал. Я не знал, как закончить, и вот оно пришло, с музыкой, с актерами.