Принципы принцессы Анны
О чем выборы киногероев говорят экономисту
Экономику часто критикуют за то, что она смотрит на людей как на машины по принятию идеально выверенных решений. Но современные экономисты первыми укажут на то, что такой подход слишком прямолинейно описывает многообразие мотивов поведения человека. Думать, как экономист, — в первую очередь значит научиться понимать, к чему именно стремится человек в каждой ситуации, а подсказками могут стать совершенные им выборы.
Фильмы дают отличную возможность попрактиковаться в прогнозировании того, как герои будут вести себя с учетом того, какой выбор они делают в начале фильма. И делать это намного интереснее на примере тех фильмов, которые — на поверхности — с экономикой не связаны. Вспомним, например, главных героев фильма «В джазе только девушки». Саксофонист Джо и контрабасист Джерри на мели и пытаются улучшить свое финансовое состояние, сделав ставку на собачьих бегах (что, ожидаемо, лишает их последних денег). Или журналист Джо Бредли из «Римских каникул», который в начале фильма проигрывает в карты.
В обоих случаях налицо выбор в пользу краткосрочного удовольствия (надежды на выигрыш) вместо долгосрочной стратегии сбережения. Психологи объясняют такое поведение тем, что наша префронтальная кора, ответственная за планирование и стратегию, относительно быстро истощает ресурс по принятию «правильных» решений и передает управление лимбической системе, чья задача — помочь нам избежать в моменте неприятностей, а еще лучше — и получить удовольствие.
Экономисты, следуя работе Талера и Шефрина 1981 года, моделируют это противоречие с помощью модели «принципал-агент». В классической постановке