Прима Театра балета Бориса Эйфмана Мария Абашова перешла в статус легенды

Собака.ruРепортаж

Мария Абашова

Текст: Ксения Гощицкая

Колье и серьги MIUZ DIAMONDS

Прима Театра балета Бориса Эйфмана Мария Абашова официально перешла в статус легенды — в марте 2025 года ей вручили звание народной артистки. Она танцует примерно все: и премьеру «Преступления и наказания», и блокбастеры — в пятисотом юбилейном спектакле «Анна Каренина» Абашова выйдет в своей коронной партии. И кажется, скоро мы будем видеться еще чаще, не только в театре — в июле Мария появится в эпичном фэнтези-сериале «Этерна».

Теперь народная! В марте 2025 года к твоей коллекции наград — от «Золотой маски» до «Золотого софита» и премии Собака.ru «ТОП50. Самые знаменитые люди Петербурга» — прибавилось это высшее звание в области культуры. А тебе важно официальное признание?

Конечно. Причем это произошло максимально неожиданно для меня. Я была счастлива как ребенок, даже начала прыгать: «Я народная?! Я народная!» Со мной рядом стала прыгать моя маленькая дочь и повторять: «Народная, народная! Мам, а что это?» А я ответила: «Сложно объяснить, но это очень классно». Теперь она всем рассказывает: «Моя мама народная артистка, а я — народная дочь». Хотя звучит, конечно, так себе. И в первую очередь за эту награду я благодарна Борису Яковлевичу Эйфману (художественный руководитель и создатель собственных Театра балета и Академии танца. — Прим. ред.), который все время говорит: «Ну кто я без моих артистов?» А кем бы я была без него? То, как он создает, творит из нас артистов, — это дар. Особое видение позволяет рассмотреть в нас то, о чем мы сами и не догадываемся. А он видит нашу суть, вытаскивает, шлифует — и являет зрителям. И самое приятное признание от нашего мастера — он однажды сказал, что видит во мне не только свой труд, но и восторгается моим трудом и упорством в работе над собой.

Вуалетка
CREATIVE
KONTORA,
куртка
USHATAVA

Недавно ты станцевала в пятисотом спектакле «Анна Каренина», в премьере которого выходила на сцену в 2007 году. Меняется ли рисунок роли с твоим собственным жизненным опытом?

Да, и в лучшую сторону. Мне очень помог опыт в кино. Мой танец изменился после того, как я снялась в сериалах «Балет», «Монастырь» и «Этерна» — кстати, этот долгожданный долгострой (уже два года прошло с момента съемок!) выйдет в прокат в июле. Дело в том, что никто из нашей труппы не обучался драматическому искусству. Для нас главное — чисто станцевать, балет — это всегда общий план. А в кино есть еще средний и крупный. У меня случился разрыв шаблона. Столько открылось новых граней в образах героев! Наверное, мне бы хотелось попробовать себя в театре у Андрея Могучего или Юрия Бутусова. Но это просто мечты. Если в спектакле «Три толстяка» есть канатоходец, то почему бы не быть балерине? Свои спектакли я теперь танцую по-другому — ставлю перед собой актерские задачи. Пусть сегодня Анна Каренина будет более любящая, завтра несогласная, послезавтра сомневающаяся. Я иду в глубину, рассматриваю роль с разных ракурсов. И от этого каждый жест становится еще более осознанным. Ко мне приходит наш педагог и удивляется: «Маша, я пытаюсь найти что-то, чтобы придраться, но ведь нет ни одного неосмысленного жеста руки, ни поворота головы!»

Чего этот перфекционизм тебе стоит?

Всей жизни. Ты не можешь расслабиться, не можешь отдыхать, не можешь пойти в ресторан с друзьями. Чтобы хорошо танцевать, нужна очень жесткая дисциплина. Даже в отпуске: вот первый глоток шампанского — и вроде выдохнула, но уже на следующий день смотрю на отеки и вообще недовольна собой. На пляже листаю видео с наших спектаклей: вижу новых танцовщиков, способных, с данными, а я тут расслабляюсь. Ну и сразу же начинаю пресс качать. Помимо того, что балет — это ежедневный фантастический труд, он еще и очень ограничен по возрасту. Многие ломаются намного раньше пенсии, которая положена в 35 лет. У нас в балете нет здоровых. Помню, как у меня была порвана связка и я сделала рентген стопы, врач показывает его медсестрам: «Угадайте, сколько лет пациенту». Все такие: «Ну, 70–80!» Мне тогда было 24.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Парадоксы безработицы Парадоксы безработицы

Почему рынок труда в России не обвалился в условиях санкций

РБК
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Связующее звено экономики Связующее звено экономики

Как Россия стала флагманом мировой платформизации

Эксперт
Почему нельзя сдавать пауэрбанк в багаж Почему нельзя сдавать пауэрбанк в багаж

Что может случиться, если сдать power bank в багаж самолета?

CHIP
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Зеленые маршруты Татарстана Зеленые маршруты Татарстана

Где исследовать места, любоваться природой и заряжаться энергией в Татарстане

Лиза
Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура» Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура»

Борис Эйфман продолжает творить искусство балета уже полвека

СНОБ
Мы получаем 47 заказов каждую секунду Мы получаем 47 заказов каждую секунду

Почему платформенная экономика становится новой формой экономических отношений

Эксперт
Глеб Костин Глеб Костин

Глеб Костин — фаундер бренда “.solutions” и главный петербургский визионер

Собака.ru
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Ирландский клан Ирландский клан

Как потомки ирландских эмигрантов Кеннеди добились «звёздности»?

Дилетант
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Млечный Путь и Андромеда прямо сейчас мчатся навстречу друг другу — космический апокалипсис или слияние галактик? Млечный Путь и Андромеда прямо сейчас мчатся навстречу друг другу — космический апокалипсис или слияние галактик?

Млечный Путь и Андромеда сейчас стремительно движутся навстречу друг другу

Inc.
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Искусство для искусства Искусство для искусства

Стильный интерьер для коллекционеров современного искусства

SALON-Interior
Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства

Санкт-Петербургская ярмарка искусства перезапустила экосистему совриска

Собака.ru
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Алексей Учитель Алексей Учитель

Алексей Учитель уже снимает новый фильм с локальным колоритом

Собака.ru
Многополярный денежный мир Многополярный денежный мир

Постепенное ослабление позиций американского доллара продолжится

Ведомости
Австралийцы отыскали новую популяцию вымирающих беличьих кускусов Австралийцы отыскали новую популяцию вымирающих беличьих кускусов

Экологи обнаружили в Косцюшко новую популяцию беличьих кускусов

N+1
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом

Об одной из самых странных и резких демаркационных линий в мировой биогеографии

Inc.
Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена» Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историй
Александр Дашевский и Рубен Монахов Александр Дашевский и Рубен Монахов

Беседа с художниками, которые открыли artist-run space НеНеМу

Собака.ru
Сила трав Сила трав

Встречаем день Ивана Купалы: обычаи, гадания и сбор диких растений

Лиза
Открыть в приложении