Когда наши поезда поедут с высокой скоростью
Проект создания высокоскоростного электропоезда для первой российской ВСМ приближается к финишной прямой — впереди сборка первого состава, испытания и сертификация

Меньше трех лет остается до запуска в России высокоскоростного железнодорожного движения. В марте прошлого года Владимир Путин дал старт строительству ВСМ Москва — Санкт-Петербург, а уже 1 апреля 2028-го по магистрали должны пойти первые электропоезда.
Впрочем, работа над организацией в стране сначала скоростного, а затем высокоскоростного железнодорожного движения, в том числе создания необходимого подвижного состава, началась еще в 70-х годах прошлого века (см. «Когда наши поезда ездили быстро», «Эксперт» № 28 за 2021 год), однако по разным причинам до конца она доведена не была. И хотя тогда российский «Сокол» проиграл немецкому «Сапсану», это стало всего лишь одним из этапов пути.
«Монокль» внимательно следит за организацией в России высокоскоростного железнодорожного движения, важнейшая составляющая которого — высокотехнологичный подвижной состав. О том, как продвигается процесс его создания, мы поговорили с председателем совета директоров холдинга «Синара — Транспортные машины» Александром Мишариным.
— В какой стадии находится проект создания высокоскоростного поезда, как идет его проектирование?
— Разработку высокоскоростного поезда, его проектирование ведет Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта по заказу Российских железных дорог. Центр образован двумя учредителями в 2019 году, это РЖД в лице одной из своих дочерних компаний и холдинг «Синара — Транспортные машины» (СТМ). Сегодня к ним присоединилась Москва (в АО «ИЦ ЖТ» правительству Москвы принадлежит 30%, РЖД — 60%, СТМ — 10%. — «Монокль»). В прошлом году состоялась защита технического проекта.
В настоящее время совместно с заводом «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область, входит в СТМ, выпускает скоростные поезда «Финист», несколько моделей грузовых электровозов. — «Монокль») идет разработка конструкторской документации, технологических карт, идет строительство новых корпусов на площадке завода. Так что сегодня проект реализуется в соответствии с утвержденным графиком.
Важный момент — идет конкретная работа с поставщиками. Мы заканчиваем подписание контрактов по основным компонентам.
— Недавно представитель компании сказал, что уже в следующем году планируется начать сборку первого поезда.
— Да, все правильно. Сейчас тестируется немоторная тележка, и в июне ее стендовые испытания будут закончены, идет сварка моторной тележки и готовится ее передача на испытания. В этом году основные элементы будут сформированы, и в середине следующего года будем собирать поезд.
— А где проходят испытания? У завода «Уральские локомотивы» есть собственный стенд?
— Нет, испытания тележки ведет Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава, ВНИКТИ. На их стенде определяется в том числе усталостная прочность всех элементов тележки.
— Какой кузов будет у этого поезда — стальной или алюминиевый?
— У всех высокоскоростных поездов для уменьшения массы поезда кузов делается из экструдированного алюминия, специальных панелей. Завод «Уральские локомотивы» — уникальное предприятие, которое обладает технологиями сварки таких панелей. Он такой единственный в России. Эта технология давно освоена и отработана заводом: скоростные поезда «Ласточка» и «Финист» имеют алюминиевые кузова вагонов. И это стало одной из причин, почему завод «Уральские локомотивы» был определен как производитель высокоскоростного поезда. Большая часть технологий, успешно используемых на предприятии, будет применена и для создания высокоскоростного поезда: роботизированная сварка тележек, сварка кузова, которая, кстати, совершенствуется, и ряд других.
Безусловно, преимущество завода — это кадры, которые имеют большой опыт изготовления поездов. А также пул поставщиков, которые производят компоненты для поезда «Финист» и будут участвовать в производстве высокоскоростного поезда.
