Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизньHi-Tech

Каким ты будешь, городской бус?

Московские электробусы ежедневно перевозят свыше 900 тысяч пассажиров. Фото Максима Абаева

По Москве курсируют уже больше 2300 электробусов, через пять лет их количество обещают как минимум удвоить, а через десять весь столичный транспорт планируют сделать электрическим. Останется ли Москва примером электрификации городского транспорта или каждый город выберет свой «электрический» путь? 28—30 апреля в столице при поддержке Правительства Москвы прошла 14-я международная выставка электрической мобильности, продукции и технологий для электротранспорта и метрополитенов «ЭлектроТранс 2025». Преимуществам и проблемам городского электрического транспорта был посвящён отдельный круглый стол «Электротранспорт 7,0 — энергия жизни». Специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» Максим Абаев посетил выставку и, послушав мнения участников и разработчиков технологий городского электротранспорта, попытался ответить на вопрос: ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе.

Одно из самых больных мест современных городов — транспорт. Города становятся всё больше и больше, превращаясь в многомиллионные агломерации, пронизанные тысячами транспортных потоков. При этом развитие транспортных коммуникаций практически всегда отстаёт от потребностей жителей и города в целом. Город не может замереть на время, пока кто-то будет придумывать лучшую в мире транспортную схему. Но всегда есть желание попытаться спрогнозировать будущее или хотя бы в общих чертах угадать, каким оно будет, чтобы понять, в какую сторону двигаться.

Сейчас практически во всём мире происходит движение в сторону электрического транспорта. Сама идея использовать электричество для транспорта не нова, опыт в этой области у человечества есть. Первые электропоезда и электрические трамваи начали двигаться по рельсам, проложенным на земле и под землёй, ещё в конце XIX века, а чуть позже на улицы городов выехали более манёвренные, но всё равно привязанные к контактной сети троллейбусы.

Однако после бурного развития в начале XX века во многих городах наземный общественный электрический транспорт постепенно уступил место личным автомобилям и обычным автобусам. Трамвайные и троллейбусные линии повсеместно закрывались. Хотя кое-где ещё оставались электрические «оазисы», дожившие до нового тысячелетия, как, например, сохранились троллейбусные парки в целом ряде российских городов. Вот только электротранспорт, доставшийся как наследие СССР, в большинстве случаев лишь поддерживался в относительно рабочем состоянии, а не развивался. Без изменения и расширения маршрутов, обновления подвижного состава постепенно уменьшался пассажиропоток, тогда как расходы на содержание инфраструктуры росли, а эффективность городских троллейбусов и трамваев падала.

Между тем именно трамвай с начала 2000-х обрёл в мире второе дыхание. Протяжённость трамвайных путей стала вновь расти, и сейчас число городов, где есть трамвайные и легкорельсовые системы, приближается к четырём сотням. Одна из причин ренессанса — возросшие требования к экологичности городского транспорта, и трамвай здесь обходит не только автобусы, но и своих электрических конкурентов. Однако далеко не везде можно протянуть трамвайные ветки, поэтому электрической альтернативой становится электробус.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как икс стал неизвестным и к чему это привело Как икс стал неизвестным и к чему это привело

Почему неизвестную величину принято обозначать именно буквой x?

Наука и жизнь
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
«И всюду он гусар» «И всюду он гусар»

Лейб-гвардию Гусарского полка восторженно воспевали в стихах и на полотнах

Дилетант
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Новая. Открытая Новая. Открытая

Даша Астафьева эмоционально обнажается в черно-белой фотосессии

Playboy
Как превратить посуточную аренду загородного дома в доходный бизнес Как превратить посуточную аренду загородного дома в доходный бизнес

Посуточная сдача загородного дома: как запустить и развивать такой бизнес?

Inc.
Внутри Эми Шумер Внутри Эми Шумер

Кто она тогда, если не Эми Шумер, которая никогда не сдается?

Караван историй
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники

Какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники

Inc.
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Александра Гарт Александра Гарт

Имя Александры Гарт в искусстве не просто на слуху, а в самом топе

Собака.ru
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
Смелая палитра Смелая палитра

Эта небольшая квартира не производит впечатления маленького пространства

Идеи Вашего Дома
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Андрей Обрезан Андрей Обрезан

Андрей Обрезан за 15 лет создал сильнейший бренд по всей России

Собака.ru
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Квартира эгоистки Квартира эгоистки

Технологичный интерьер с зоной спа для успешной девушки

SALON-Interior
Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили

Стоит ли отказываться от покупки автомобиля, побывавшего в воде?

РБК
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
От инженера до модели От инженера до модели

Людмила Лысенко, модель элегантного возраста, о главных вещах в жизни

Лиза
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Сыендук Сыендук

Создатель диджитал-вселенной имени себя Сыендук УЖЕ разобрал на атомы Labubu

Собака.ru
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Наталия Лебина Наталия Лебина

Историк и профессор Лебина — главный летописец советской повседневности

Собака.ru
Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства» Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства»

Как построить идеальную школу в реальных обстоятельствах

Монокль
Открыть в приложении