Мода на Восток
Четыре года назад маркетинг-директор крупной международной компании Александра Лутц оказалась в Китае. И выяснила, что именно там сейчас рождаются тренды и бренды – в том числе детской одежды
В 2019 году Александру Лутц, которая толькотолько вышла из декретного отпуска, ждал серьёзный разговор с руководством. Собственник Swatch Group неожиданно предложил ей возглавить офис компании в Китае — реструктурировать бизнес в азиатском регионе и изменить международное позиционирование бренда Swatch. «Босс сказал, что если бы он выбирал стартовую площадку для карьерного развития или развития собственного бизнеса, то точно поехал бы в Шанхай, — вспоминает Александра. — Это меня вдохновило. Ну и у меня есть такая личная особенность — я не боюсь нового, предпочитаю довериться мирозданию и попробовать. И я поехала. С мамой и двумя маленькими детьми».
Другая планета
Адаптация была сложной. Месяца три ушло только на то, чтобы привыкнуть к новому образу жизни: «Пока не окажешься в Китае, не прочувствуешь, что там не просто другой мир, а другая вселенная! Китайцы — с иной прошивкой, иными социальными навыками, культурным кодом. Они очень самобытные, и бизнес-подходы у них совершенно другие. Такого уровня внутреннего драйва, работы на результат я не встречала нигде. Если китайцу (а у меня было 76 сотрудников в офисе и порядка 500 в рознице) скажешь, что сегодня мы должны поработать от рассвета до заката, он и не подумает отказаться. У них нет таких понятий, как лень, прокрастинация, сомнение, что мы копаем не в ту сторону. Они просто берут и делают, потому что у них высокая конкуренция и высочайшая работоспособность».
В Поднебесной, заметила Александра, очень развито почитание руководства. Они наводят справки о начальнике: что он любит из еды, где предпочитает отдыхать, как развлекаться — и во всём ему угождают. «При этом управлять ими, если ты не китаец, очень тяжело. Иностранец для них всегда будет “лавай”, то есть “бледнолицым”, чужим. Они будут тебе улыбаться, делать вид, что заодно с тобой, но внутренняя повестка будет другая. Через пару месяцев работы в китайском Swatch я обнаружила, что вижу только верхушку айсберга, а остальное мне приходится считывать на уровне интуиции. Например, на совещании мне говорят, что моя идея классная, но между