В своем репертуаре
В этом году «Золотая маска» празднует 25-летие. «Сноб» поговорил с генеральным директором национальной театральной премии Марией Ревякиной не только об афише фестиваля, но и о роли театра в жизни каждого.
Что приготовил фестиваль в этом году?
У нас очень большое количество показов. Это связано, с одной стороны, с увеличением отобранных в конкурс премии «Золотая маска» спектаклей, с другой – с внеконкурсными программами «Маска Плюс», «Детский Weekend», проектами, которые мы проводим с правительством Москвы на различных городских площадках, нашими образовательными проектами. Есть и большая программа «Театральный марафон», направленная на то, чтобы в Год театра в регионах прошло как можно больше гастролей ведущих российских театров, не только из Москвы и Петербурга. Также в этом году мы значительно расширяем географию нашей традиционной программы «Лучшие спектакли в городах России»: в этот раз поедем на Дальний Восток и Урал, в Сибирь и Удмуртию. Если возвращаться к Москве – в январе мы здесь открыли Год театра проектом «БДТ в Москве», посвященным 25-летию «Золотой маски» и 100-летию Большого драматического театра. Показанные вместе пять спектаклей представили совершенно потрясающий творческий уровень этого легендарного театра – великолепных артистов, играющих в разных и, по-моему, совершенно удивительных по силе художественного высказывания постановках. Проект стал возможен благодаря нашему генеральному спонсору Сбербанку и помощи компании «Газпром». И надо сказать, что в конкурсной программе есть еще две части «Трех толстяков» Андрея Могучего из БДТ.
«Золотая маска» – это срез всего, что происходит в театральной жизни страны. Что можно сказать о тенденциях 2017-2018 годов?
В номинациях впервые присутствуют спектакли, представленные нетеатральными институциями. Например, это музей «Гараж» со спектаклем Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир» и Музей архитектуры имени А. В. Щусева с постановкой «Мельников. Документальная опера». Музеи сейчас активно сотрудничают с театром, и вообще, разные театральные жанры и разные виды искусства все теснее переплетаются между собой, театр все чаще использует художественные инструменты кино, изобразительного искусства, не говоря уже о мультимедиа. Кроме того, отмечу потрясающую роль современной музыки в театре. Это касается и оперы, и балета, и даже драмы. Обращу внимание на спектакль Владимира Раннева «Проза» в Электротеатре, оперу Александра Маноцкова «Сны Иакова» из Свияжска, балет «Пахита», как бы заново написанный Юрием Красавиным, и два мюзикла по оригинальным произведениям современных композиторов, это «Винил» и «Римские