Стояние в середине взрыва
За последний год режиссер Александр Плотников посадил вишневый сад, выучил татарский язык и поставил четыре спектакля. Документальность и поэтичность — два главных элемента, из которых он строит сегодня свой театр.
У Серова есть один женский портрет, очень известный. Схвачен момент, как девушка в белом платье и полушалке, стоя спиной к нам и обернувшись в полупрофиль, тянет левую руку вверх то ли к стене, то ли к теплой печке и глядит на нас с едва уловимой усмешкой. Это графиня Софья Олсуфьева, в момент написания портрета ей было 27. После революции ее обвинили в симпатии к попам и отправили в лагерь в Татарстан, в остров-град Свияжск, где она и умерла в 1943-м.
В августе 2022-го в Свияжск приехал режиссер Александр Плотников, на тот момент ему было 27. Устроители театральной лаборатории «Свияжск АРТель — 2022» предложили ему задуматься над темой «Сообщество», а тот вместо этого в соавторстве с Владиславой Куприной поставил перформанс «Вишневый сад», буквально восприняв риторический вопрос Пети Трофимова «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов?». В сегодняшнем туристическо-карамельном Свияжске, кажется, до сих пор слышатся голоса его прежних жителей, сколько ни заглушай их бодрыми речами экскурсоводов. Голоса обитателей сначала монастыря, потом гулаговской колонии, а потом психушки. И, конечно, той самой Софьи Олсуфьевой, женщины с портрета. В ней Плотников отчего-то разглядел покойную маму Раневской в белом платье — помните, как Любови Андреевне привиделся мамин призрак посреди цветущих вишен?
Сгрудив вокруг себя зрителей, перформеры монотонно зачитывали имена невинно убиенных первых жителей острова и параллельно копали ямы. Сначала казалось, это могилы для непогребенных, но нет, это были всего лишь ямки для вишневых саженцев. В финале перформанса зрители сажали их вместе с актерами. Если сейчас, спустя год с лишним, вы поедете в Свияжск, то найдете там целую вишневую аллею, где на каждом дереве — своя табличка. Например, «Вишня по имени Софья Олсуфьева». Или вишня в честь Любови Андреевны. Есть даже шуточная вишня в честь Ермолая Лопахина, посаженная им, когда он разорился на дачном проекте. «В идеале, — говорит Плотников, — в каждом субъекте Российской Федерации нужно посадить такой сад».
Перед тем как окончить режиссерский курс Камы Гинкаса в Школе сценических искусств Константина Райкина, Александр успел поучиться во ВГИКе на сценариста, но почему-то до свияжского «Вишневого сада» ему не приходило в голову, что профессии драматурга и режиссера можно плодотворно совмещать. Ставил и классические тексты, и современные, но по-настоящему критики заметили его только после «Анны Карениной» в Красноярском ТЮЗе, которая два года назад была номинирована на «Золотую маску».