Инновации как способ выживания
Активное импортозамещение в промышленности сопровождается повышенным интересом компаний к собственным разработкам
Скажем сразу: на макроуровне никакой активизации НИОКР в средних российских компаниях не замечено. Как нам сообщили в Сколковском институте науки и технологий, «очевидного роста интереса российских компаний к инвестированию в НИОКР, если опираться на данные статистики, нет». Отмечается лишь небольшой рост расходов бизнеса на НИОКР в текущих ценах за 2022 год, однако он полностью съедается инфляцией, а в постоянных ценах 2010 года этот показатель даже снизился. Не сильно, но сократилась и доля бизнеса в суммарных расходах на НИОКР по стране — с 29,2 до 28,9%.
Однако мы, журналисты, пишущие про реальный бизнес, видим несколько иную картину. Последние два года из сообщений новостных лент о реализованных инвестиционных проектах мы регулярно узнаем, что условием успешной модернизации того или иного производства являлась собственная разработка — либо оборудования, либо технологии, либо продукта.
Это наше наблюдение подтверждают и бизнес-консультанты, ссылаясь уже на микроэкономику. «Мы работаем с компаниями в двадцати отраслях экономики и видим всю их затратную часть, и ответ на ваш вопрос однозначный: да, бизнес начал инвестировать в НИОКР», — говорит Роман Копосов, заместитель директора ГК «Институт тренинга — АРБ Про». По его словам, это началось даже не два года назад, а еще во время ковида, когда пошли сбои в логистических цепочках; СВО же лишь окончательно убедила бизнес в необходимости заниматься локализацией и разработками.
Впрочем, в ГК «Институт тренинга — АРБ Про» признают, что даже среди их клиентов — компаний, как правило, мотивированных на развитие, есть такие, которые сегодня предпочитают импортозамещению и НИОКР более простые решения. «Многие компании нацелены на то, чтобы возить продукцию из Китая. Скажем, электротехнические компоненты: контроллер, сборные узлы для бытовой техники, системы приборов учета электроэнергии, электрические шкафы — они и сами могут это сделать, но считают, что в Китае все стабильнее, проще, надежнее и дешевле. Даже если придет бракованный товар, они его выбросят, потому что взамен им привезут бесплатно новый», — рассказывает Демид Голиков, директор направления стратегического консалтинга «АРБ Про». По его словам, вследствие этой логики в целом микрорайоне Санкт-Петербурга, где он живет, из-за поломок электроаппаратуры на ТЭЦ в ожидании поставки импортных запчастей отключают на сутки водоснабжение и отопление. «Это какие-то простые железячки, которые переключают что-то при изменении давления в системе ТЭЦ, мелочь, но спрос на них колоссальный и колоссальные задержки в поставках», — поясняет он. Однако для потенциального инвестора аварии на ТЭЦ не аргумент. По оценке Голикова, такой подход исповедует большая часть бизнеса, тогда как на инновации взяли курс в каждой отрасли, условно, половина из первой десятки игроков или двадцатки, если отрасль большая.
Таким образом, налицо два разнонаправленных вектора бизнес-стратегий, и тот из них, который предполагает создание в производственных компаниях инновационного контура, относительно новый для российского рынка. Попробуем рассмотреть этот вектор изнутри и оценить его потенциал, чтобы ответить на вопрос, что он реально дает бизнесу.
Они не лузеры, у них другая философия бизнеса
Возвращаясь к поставкам комплектующих для электротехники из Китая, о чем рассказывал Демид Голиков. Здесь, очевидно, работает старая логика, преобладавшая у нас в течение трех десятилетий, когда не только НИОКР, но и вообще производство в России считалось чем-то избыточным и малоэффективным. Компании, которые и до СВО, и до пандемии инвестировали в локализацию и разработки, если и не выглядели маргиналами каждая в своей отрасли, то уж точно не принадлежали к мейнстриму. И для такого взгляда были объективные основания: НИОКР зачастую не давали бизнесу явных преимуществ по сравнению с конкурентами.
Как нам рассказали в компании «Лазеры и аппаратура», выпускающей в Зеленограде лазерное промышленное оборудование, с самого основания в 1998 году они вели разработки, шаг за шагом обновляли элементную базу станков. Сегодня на их счету 48 патентов и свидетельств на изобретения и полезные модели. Производство полного цикла локализовано на 85–90%.
Рынок же все эти годы был безразличен к их усилиям: от российского оборудования по умолчанию ждали базовых и дешевых решений, а за высокотехнологичным оборудованием потребитель обращался к брендам из Европы, США и Японии. По этой же причине не заморачивались с НИОКР другие российские производители, рассудив, что в отведенной им рыночной нише эффективнее собирать аппаратуру из китайских комплектующих.
Все изменилось в феврале 2022 года, когда мгновенный, в течение месяца, уход иностранных компаний (они отказались даже от обслуживания уже имеющихся в России станков и обновления ПО) оголил три больших сегмента оборудования, а «Лазеры и аппаратура» смогли так же быстро их заместить. Речь идет о станках для пятикоординатной многоосевой обработки — аналоге решений от немецкого и американского брендов, а также о двух аддитивных технологиях печати металлопорошком — SLM и DMD. Уже в 2022 году компания произвела в три раза больше оборудования, чем годом ранее.
В 2023 году «Лазеры и аппаратура» взяли еще одну высокую планку, запустив в декабре производство станков прецизионной ультрафиолетовой лазерной микрообработки. Речь идет о технологии последнего поколения, которую называют «лазером завтрашнего дня», востребованной прежде всего в микроэлектронике, поскольку она обеспечивает максимальную точность обработки. По словам исполнительного директора компании Анны Цыганцовой, они начали вести эту тему еще в 2019 году. Однако, несмотря на имеющийся задел, за последние два года пришлось потратить еще 400 млн рублей, или 30% оборота, на НИОКР. Кроме того, под новое производство были расширены на 30% цеха узловой сборки и механообработки, и теперь компания может выпускать до 50 машин в год — это, по предварительной оценке, половина существующего спроса.
Трудно назвать стандартной и стратегию «молочного короля» из Свердловской области Сергея Майзеля, который в 2020 году вложился в российскую разработку заменителя грудного молока. Речь идет о мицеллярном казеине — концентрированном молочном белке, получаемом методом микрофильтрации, благодаря чему он легче усваивается. Рынок был и до сих пор остается полностью (на 94%) занятым швейцарской Nestle и французской Danone. Тем не менее уральский бизнесмен на основе запатентованной технологии инициировал проект «Победа-1» стоимостью 1,5 млрд рублей по строительству в Ханты-Мансийском АО производства белковой основы сухих смесей для питания новорожденных и детей до шести месяцев. В декабре этого года опытное производство стартовало. После выхода на полную мощность в 2025 году планируется выпускать до 4000 тонн продукта, или 100% объема внутреннего рынка.