Почему коллекционер Михаил Царев беспокоится за современную российскую арт-сцену

СНОБКультура

Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства

В рамках проекта «Индустрия» коллекционер Михаил Царев рассказал «Снобу» о падении цен на русское искусство, произведениях великого немецкого художника Йозефа Бойса в своей коллекции и о том, почему он беспокоится за современную российскую арт-сцену.

Беседовала Юля Крюкова

1_mPYdLSd.jpg
Михаил Царев. Фото: Ольга Наседкина

Коллекция современного искусства Михаила Царева сегодня насчитывает около 450 единиц, среди которых есть работы группы AES+F, Олега Кулика, Юрия Альберта, Бориса Михайлова и других. Часть собрания Михаила Царева была представлена на ярмарке Cosmoscow 2023 в рамках ежегодного выставочного проекта «Глазами коллекционера». В рамках проекта «Индустрия» коллекционер рассказал «Снобу» о падении цен на русское искусство, произведениях великого немецкого художника Йозефа Бойса в своей коллекции и о том, почему он беспокоится за современную российскую арт-сцену

Вы один из крупнейших и первых коллекционеров актуального искусства в современной России. Не совру, если скажу, что вы задали вектор этому направлению в нашей стране, когда практика коллекционирования современного искусства еще только зарождалась. Расскажите, с чего все начиналось?

Первые приобретения современного искусства я сделал в начале 1990-х, когда жил в Германии: тогда это происходило неосознанно, потому что я только знакомился с арт-сценой, постепенно формировал свой вкус. В моей семье и окружении никто не был связан с искусством, моя профессиональная деятельность всегда была связана с финансовым сектором — арт-мир был для меня чем-то предельно новым. Меня завораживала эта атмосфера: общение с художниками, галереи, картины, выставки.

Мне всегда было тесно находиться в каких-то рамках: хотелось выйти из общения, которое выстраивалось только вокруг цифр, финансов, бизнеса. Знакомство с миром, где люди — художники — живут практически без денег, от продажи работы до другой продажи, существуют в пространстве нематериальных ценностей, — все это давало мне какие-то новые ощущения жизни.

То есть вас привлекал ореол романтики вокруг искусства?

Не столько романтика, сколько какой-то баланс. Искусство дало мне возможность узнать какие-то другие грани жизни общества. Моя основная потребность была вырваться в какое-то новое для меня пространство свободы. Кто-то исходя из этой потребности может сам начать писать картины, у меня такого таланта не было — я мог только созерцать.

В 1990-х я жил в Мюнхене — этот город знаменит своими пинакотеками и музеями, где можно познакомиться с искусством разных эпох. Я понимал, что произведения старых мастеров или шедевры модерна — это невероятно красиво и интересно, но меня это не трогало. Простого наслаждения эстетикой мне было мало. Посещение какой-то странной непонятной выставки молодых художников, где происходит поиск новых форм и эстетических категорий искусства — вот, что меня по-настоящему будоражило.

Лука Алексей. «Без названия», «Длительное хранение. Часть 1», «Длительное хранение. Часть 2», 2023 год. Фото: Ольга Наседкина

Я исходил из того, что на тот момент мог позволить себе по финансам, так как был простым менеджером в компании. Первые мои приобретения были эмоциональными — просто понравилась работа художника. Потом я познакомился с творчеством Йозефа Бойса: в Германии ни одно обсуждение трендов или каких-то течений в искусстве не обходилось без отсылок к этому художнику. В музеях Мюнхена также собрана большая коллекция работ Бойса. Я понемногу стал их смотреть, изучать, узнавать его историю и смыслы, которые он вкладывал в свои произведения: он был военным летчиком во время Второй мировой войны и был сбит в России, отсюда эти образы войлока, жира, тепла — они связаны с историей спасения его жизни. Это очень сильно.

Познакомившись с такими концептуальными сложными объектами, как у Йозефа Бойса, я стал задаваться вопросами: а это тоже искусство? свалка каких-то глыб — объект искусства? Для меня все это было новым. Конечно, купить объекты Йозефа Бойса я себе позволить не мог, но в тот момент я купил несколько его графических работ. И это было уже более серьезным подходом, чем приобретение произведений малоизвестных художников.

Как вы пришли к коллекционированию именно российского искусства?

В 1997 году я вернулся в Россию. На тот момент у меня уже было небольшое собрание, не полноценная коллекция, а примерно двадцать графических работ и десяток живописных произведений. Мне очень хотелось окунуться в атмосферу российского современного искусства. И я был немного в шоке от того, что я тогда обнаружил.

В Германии важнейшим событием в сфере современного искусства была ярмарка Art Cologne в Кельне, где представлены стенды галерей — все красиво, пафосное мероприятие. В Москве же мне потребовалось время, чтобы найти хоть какие-то очаги современного искусства — это было очень непросто. Первым местом, которое я посетил, была «XL Галерея». Тогда она находилась недалеко от станции метро «Маяковская» в полуподвальном помещении, где я и познакомился с основательницей галереи Еленой Селиной, и она была очень удивлена такому странному посетителю, как я. На тот момент иностранцы уже покупали очень много российского современного искусства, искали его по всей Москве, интересовались, но все же мой визит вызвал некое удивление.

Естественно, знакомиться с российской арт-сценой я начал именно через Елену Селину: в «XL Галерее» я купил уже такие произведения, за которые мне и сейчас не стыдно, — работы Олега Кулика, Юрия Альберта, Игоря Макаревича, фотографии Бориса Михайлова. Дальше я стал погружаться в российское современное искусство все глубже и познакомился еще с несколькими галереями: «Риджина» (сегодня галерея Ovcharenko — Прим. ред.), «Айдан галерея», «Крокин галерея». Главное, что я увидел — сильный антагонизм между прослойкой людей из сферы современного искусства, художниками, галеристами и остальным обществом.

Я работал в международной компании, общался с клиентами — это все люди с достатком — и они вообще не понимали, что происходит в современном искусстве. Оно воспринималось не просто как не мейнстрим, а как территория андеграунда, куда лучше вообще не соваться — там все какие-то асоциалы, все политизировано. От художников все время ожидали какой-то подлянки: то Анатолий Осмоловский заберется на статую, то еще что. Это все находилось за пределами понимания серьезных людей. Серьезные люди ходили на салонные выставки, в Центральный дом художника. Я очень четко почувствовал это разделение. Но тогда же познакомился с людьми, которые по-настоящему интересовались современным искусством, собирали его, разбирались в процессе: Дмитрием Коваленко, Ольгой Слуцкер, Пьером Броше и, конечно, Николаем Палажченко.

Был еще один нюанс: из-за навязанного флера андеграундности и асоциальности, демонстративного вытеснения из общественной жизни художники чувствовали себя обиженными, обозленными. На фоне этой конфронтации они в своем искусстве пытались разобраться с новым обществом 1990-х в России: понятно, что надо было еще советское прошлое осмыслить, но существовали «новые русские», которые арт-деятелей тоже не принимали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
Защита и опора Защита и опора

Инженерный гений природы развернулся во всю свою мощь

Наука и жизнь
Елки-палки Елки-палки

Как выбрать живую и искусственную елку

Лиза
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Электрочувствительность Электрочувствительность

Пять историй Бориса Шершенкова

Цифровой океан
Самый странный мотив убийства: история Даны Сью Грей, помешанной на шоппинге Самый странный мотив убийства: история Даны Сью Грей, помешанной на шоппинге

Началось всё 16 февраля 1994 года: в этот день было найдено тело Нормы Дэвис

VOICE
Между выгодой и риском Между выгодой и риском

Как в России и мире пытаются регулировать ИИ

РБК
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
«Берлога» для геолога «Берлога» для геолога

Колоритное пространство для увлечённого и компанейского парня

Идеи Вашего Дома
Датчик таланта Датчик таланта

Как оценить талант киберспортсмена?

Цифровой океан
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
Игра в молчанку Игра в молчанку

Почему мужчины замыкаются в себе после ссоры и как разрешить конфликт

Лиза
Малопонятный государственный муж Малопонятный государственный муж

Портреты изображают Победоносцева человеком сухим и строгим, без тени улыбки

Дилетант
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Веками учёные настойчиво искали «космическое чудо»

Наука и жизнь
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Крабле-бумс Крабле-бумс

Вся правда о крабовых палочках

Лиза
ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов

Редакция Nature назвала героев из мира науки 2023 года

N+1
Киборги нашего времени Киборги нашего времени

Реабилитационная наука задает глобальные тренды в медицине и биохакинге

Монокль
Корфы Корфы

Древний род Корфов оставил в российской истории заметный след

Дилетант
Чем заменить куриные яйца в разных блюдах? Чем заменить куриные яйца в разных блюдах?

Если дома нет куриных яиц — это не повод отказываться от выпечки или сырников

Maxim
Дорогие коллеги Дорогие коллеги

Как подобрать подарок для коллег или подчиненных и не прогадать

Лиза
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
Джоли Алиен Джоли Алиен

Художница Джоли Алиен — как найти авторский стиль, чего ждать от моды

Grazia
Как родить здорового ребенка: ответы на топ-5 вопросов всех будущих мам Как родить здорового ребенка: ответы на топ-5 вопросов всех будущих мам

У будущих мам всегда много вопросов о здоровье — своем и малыша

Psychologies
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
А мы тебя ждали А мы тебя ждали

Как впустить в жизнь новое – разбираемся с психологом Еленой Голяковской

Новый очаг
Личные границы: когда оборона не нужна Личные границы: когда оборона не нужна

Стоит ли охранять личные границы от близких людей?

Psychologies
Голова кругом Голова кругом

Есть ли у сосудов мозга углы

N+1
Открыть в приложении