Алмазы под давлением
Глава Федерации креативных индустрий и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан рассуждает о том, как смотреть в послезавтра и как нынешний кризис скажется на тех, кто привык мыслить творчески.
Креативная индустрия – понятие новое. Она рождена из взаимодействия искусств, с одной стороны, и технического изобретательства – с другой, причем каждая сторона внесла свою важную часть. Но от изобретательства здесь главное: креативная индустрия появляется на месте творчества, когда начинается экономический оборот.
И когда с вдохновением соединились авторское право и смежные права, товарные знаки, торговые марки, патенты и так далее – вот тогда и получилось то, что мы называем «креативная индустрия».
Федерация креативных индустрий образовалась в 2021 году, и я ей не чужой человек. Меня, прямо скажу, уговорили возглавить ее правление. Я был поражен, насколько великую задачу решили создатели. Очень разные по бизнес-культуре группы и ассоциации договорились о том, что у них есть общие цели и задачи. И что им важно держаться вместе. Это признак перемен, которые происходят в общественном сознании.
В конце прошлого года Правительство РФ утвердило концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. Она появилась в результате сложных дискуссий, которые проходили в Минкульте, Российском союзе промышленников и предпринимателей, в МГУ и в Высшей школе экономики. В итоге мы пришли к общим подходам, которые и приняло Правительство. Статус креативных индустрий удалось поднять. Теперь важно не дать отложить то, что намечено в концепции и планах. Чтобы оно не пошло под откос в наши новые немирные времена.