Киборги нашего времени
Реабилитационная наука задает глобальные тренды в медицине и биохакинге. Российская компания «Моторика» наравне с ведущими мировыми исследователями занимается разработками в области нейротехнологий, которые превращают людей с ограниченными возможностями в киборгов будущего
В утопической повести «Двухсотлетний человек» Айзек Азимов рассказывает о безупречно функционирующем роботе Эндрю. Это уникальная машина: она способна испытывать эмоции, понимает человеческие чувства, склонна к творчеству, изучает разные науки и умеет зарабатывать деньги. Несмотря на легкость существования робота, он все время мечтает об одном — стать человеком! Эндрю годами штудирует книги во всех доступных библиотеках, совершает открытия в робобиологии и биоэлектронике, придумывает новейшие протезы и искусственные органы, способные заменить все части и органы человеческого тела, которые по разным причинам вышли из строя. Он живет свою фантастическую робожизнь рядом с тремя поколениями одной семьи, только люди постепенно умирают, тогда как Эндрю бессмертен. Повесть вышла в свет в 1976 году, но в ней описано то, что происходит в мировой реабилитационной науке сегодня.
Пессимисты и оптимисты находятся в вечном диалоге. Первые считают, что никаких гигантских технологических скачков в ближайшее время мы не увидим, вторые же приводят примеры прорывов. Например, «Моторика» за несколько лет превратилась из локального производителя тяговых и косметических протезов в международную IT-корпорацию с заделом на IPO. В компании работает больше 200 сотрудников, к процессам и взаимодействию подключены ведущие институции страны: Сколковский институт науки и технологий, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). А полная синергия и менторство от лучших представителей биотеха просто не оставляют места для иных сценариев. В «Моторике» уверены: будущее за сверхтехнологиями и киберлюдьми.
Больше чем протез
Глобальная миссия «Моторики» — мир, в котором абсолютное большинство людей, лишившихся ног или рук, пользуются их функциональными протезами с отличным сервисом и экосистемой. Такая амбициозность в постановке целей поражает, однако она вполне оправдана: компания из небольшого стартапа за несколько лет превратилась в мини-корпорацию, имеющую свой R&D-центр, производство, зарубежные представительства в Индии, Индонезии, Филиппинах и безупречный продукт, которым пользуются люди как минимум в 15 странах мира.
Генеральный директор компании Андрей Давидюк несколько лет назад сказал, что десять счастливых детей с протезами заставят его поверить, что всё не зря, даже если предприятие обанкротится. Сейчас протезы «Моторики» получили уже больше шести тысяч человек, и их количество растет в геометрической прогрессии. О банкротстве речи давно не идет: выручка компании на текущий момент по сравнению с годовым оборотом 2022 года выросла втрое. Итоги 2023 года будут еще лучше: предприятие осваивает рынок Индии и Юго-Восточной Азии, разрастается сеть местных партнеров. Но важно помнить об особенностях рынка: во всем мире сегмент аддитивных технологий поддерживает государство — либо закупая продукт напрямую у поставщика, либо с помощью b2c-субсидий. «Моторика» также получает помощь от государства: грантовую, медийную, консультационную.
В октябре 2023 года компания дебютировала на рынке облигаций с 300-миллионным займом и ставкой купона 15,75–16,25%. Согласно сообщениям в прессе, АФК «Система» присматривается к «Моторике» как к потенциальному инвестиционному объекту. В планах — выход на IPO, о чем предприятие сообщило на конференции в «Сколково» Motoriconf 23. Дополнительное финансирование необходимо, поскольку в начале следующего года компания собирается выйти на новые для себя рынки: наладить выпуск инновационных протезов нижних конечностей, нейростимуляторов и протезов нового типа для купирования фантомных болей и очувствления конечностей.
Очувствление конечностей — одно из важных направлений деятельности «Моторики». Это не фантастика: уже сейчас протезы способны считывать тактильные ощущения с объектов и различать большие и маленькие, мягкие и твердые предметы. Кажется, что для великого будущего, наполненного киборгами, такой малости недостаточно. Но это только начало пути.
Что касается фантомных болей, то специалисты уверены: такую боль подавляет стимуляция периферического нерва, а сам стимул можно перенаправить на взаимодействие протеза с конкретным предметом — именно в этом направлении сейчас развиваются все мировые исследования. Российским ученым уже удалось выделить нервные центры, отвечающие за стимуляцию; дело за созданием соответствующего нейроинтерфейса. Возможно, «Моторика» станет первой в мире компанией, которая запустит такой интерфейс в коммерческое использование.
Почувствуй это
Робот Эндрю в повести Азимова учится понимать человеческие эмоции. Для этого он читает очень много литературы и наблюдает за людьми, рядом с которыми живет, подмечая используемые ими слова, жесты, язык тела. Так позитронные связи машины постепенно меняются, начинают чувствовать. Концепция очувствления фантомных конечностей строится похожим образом: создается ситуация, когда можно понять что-то о предмете с помощью протеза. Человеческий мозг имеет представление об этом и получает соответствующие стимулы.
В прошлом году «Моторика» вместе со Сколтехом и ДВФУ рассказала о нейромодуляционной платформе NEMO Sensitive, которая может очувствлять протезы. Это инвазивная технология: в культю вживляют электроды и сенсоры, а на кончиках протеза размещаются датчики, которые принимают сигналы и передают их периферической нервной системе с помощью имплантированных электродов. «Платформа NEMO Sensitive способна отличать мягкое от твердого, определять размер и материал предмета вслепую, по тактильным ощущениям от протеза. В будущем мы планируем улучшить систему: научить ее различать горячее и холодное, узнавать текстуру поверхностей, а затем расширить технологию до полного спектра человеческих чувств», — объясняет руководитель проекта инвазивных исследований «Моторики» Юрий Матвиенко.
Разработка появилась в рамках исследования по предотвращению фантомных болей после травм и ампутаций. Обычно с ними борются двумя способами: с помощью медикаментов и отправляя импульсы на вживленные микроэлектроды, которые блокируют передачу сигнала в головной мозг, что купирует боль. Ученые выдвинули гипотезу: через электроды можно посылать периферической нервной системе человека сигналы, которые будут вызывать те или иные ощущения. Далее специалисты «Моторики» приступили к сбору данных реальных пациентов, чтобы определить, куда следует устанавливать электроды в зависимости от типа травм: кисть, предплечье, плечо. На завершающем этапе исследований попробовали отправить сигнал на нижнюю конечность и очувствить стопу. Получилось.