Сила Сибири и слабость модели. Трубы, о которые разбиваются прорывные прожекты
Управлять страной, основу экономики которой составляют полдюжины госкомпаний и столько же госкорпораций, которые извлекают и делят между собой природную ренту, гораздо проще, чем возиться с тысячами частных компаний и их владельцев, которые постоянно пребывают в поиске благоприятных условий для бизнеса
Газпром» 2 декабря начал поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», который должен символизировать разворот на Восток, стратегическое партнерство с главным стратегическим партнером и снижение зависимости от поставок российских углеводородов на Запад. Символ получился что надо. Сама труба официально стоила 1,1 триллиона рублей — более 17 миллиардов долларов. А с учетом расходов (пардон, инвестиций) на разработку месторождений, которые должны обеспечивать отдачу в течение 30 лет — а именно на такой срок «Газпром» и китайская CNPC заключили долгосрочный контракт, — ценник поднимается до 55 миллиардов долларов.
Цена, точнее, ее формула, заложенная в 30-летнем контракте, сторонами соглашения не раскрывается, но, если она традиционно привязана к цене нефти на мировых биржах, за 30 лет проект не выйдет даже на нулевую рентабельность. По крайней мере, при нынешних ценах на газ, которые недотягивают до 200 долларов за 1000 кубометров. Впрочем, об окупаемости говорить вообще пока рано. На проектную мощность — 38 миллиардов кубометров в год — труба должна выйти только в 2024 году, и для этого к уже построенным 2,2 тысячи километров трубопровода надо построить еще 800 километров от Ковыктинского месторождения до Чаяндинского. И если закопать в землю 2200 километров труб большого диаметра стоило 1,1 триллиона рублей, простая арифметика свидетельствует о том, что закопать предстоит еще 400 миллиардов. Китайские потребители получат по «Силе Сибири» скромные 5 миллиардов кубометров. Зато Владимир Путин сказал Си Цзиньпину «нихао» и назвал его дорогим другом, хотя прилагательное в этом обращении, с учетом обстоятельств, прозвучало несколько двусмысленно. Но на фоне «боданий»