5-10-20. Пять тенденций «десятых», которые повлияют на «двадцатые»
Реагировать на рост неопределенности можно только одним способом: принять тот факт, что завтра или через неделю может произойти все что угодно, и подумать над «планом Б» на случай, если что-то (а то и все) пойдет не так
В конце года принято подводить итоги, а если учесть, что в прошлое уходят десятые, то тут уж повод — всем поводам повод. И не только для того, чтобы оглянуться назад, порадоваться удачным решениям и посетовать на ошибки, которые постфактум кажутся глупыми и очевидными, хотя в момент их совершения представлялись единственно верным и разумным образом действий. Но и для того, чтобы скорректировать жизненную стратегию, осмыслить происходящее. И сделать это спокойно, не отвлекаясь на бесконечные мелочи, которые обычно съедают все время. Для себя я определил пять трендов, на которые придется оглядываться, строя свою жизнь в 20-е годы XXI века.
Как это ни парадоксально, на первом месте оказался такой фактор, как рост неопределенности. И связано это не только с ускорением технологического прогресса и прочими прелестями четвертой промышленной революции. Люди в последние годы ведут себя все менее предсказуемо. За последние десять лет произошло столько событий, совсем незадолго до этого казавшихся настолько маловероятными, что даже не рассматривались ни в одном прогнозе, что игнорировать это было бы просто глупо. Приведу только три примера. Еще в декабре 2013 года никому и в голову не могло прийти, что через три месяца Россия объявит Крым своей территорией, но это произошло. Когда стартовала последняя президентская гонка в США и Дональд Трамп объявил, что собирается принять в ней участие, никто, включая самого Трампа, всерьез его победу не рассматривал. Про исход голосования на референдуме о выходе Великобритании из состава Евросоюза и говорить нечего. Никто до последнего дня не поставил бы и ломаного пенни на то, что в результате получилось. При этом все три события, без преувеличения, из разряда тех, что меняют мир. Эта непредсказуемость, с одной стороны, делает жизнь интереснее, а с другой — чревата как персональными, так и глобальными катастрофами. И реагировать на этот рост неопределенности можно только одним способом: принять тот факт, что завтра или через неделю может произойти все что угодно, и подумать над «планом Б» на случай, если что-то (а то и все) пойдет не так.