Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of lifeРепортаж

Где лежит настоящее

Мы поговорили со Светланой Адоньевой о том, где живет традиционная культура, почему не нужно ее возрождать и как современному человеку нащупать свои корни (спойлер: кокошники не достаем).

Текст: Мария Жаворонкова

Вы часто говорите на лекциях, что традиционная культура — это не то, что нужно чинить и возрождать, что она вполне себе живет в нашей повседневности.

Понимаете, не работают призывы возродить традиционную культуру, одеться в кокошники и запеть народные песни. Народно-огородное, аккуратно создаваемое в советское время, кичевое не дает доступа к настоящему. Настоящее лежит совсем в другом месте. Дело ведь не во внешних проявлениях, а во внутреннем опыте, который в традиционной культуре был отрефлексирован и включен в повседневные практики. Стоит смотреть на то, что существует практически у всех как привычка: присесть на дорожку, постучать по дереву, чтобы не сглазить, посмотреть в зеркало, если пришлось с дороги вернуться. И в нас это сидит каким-то фоновым знанием, которое мы даже не замечаем.

Человек, проживающий на территории России и говорящий по-русски, может не знать молитву «Отче наш», но точно помнит про волчка: «Баюбаюшки-баю, не ложися на краю». Есть вещи, которые ты взял из детства, и они настоящие.

Я спросила подписчиков в соцсетях: кто первый выпавший у ребенка зуб бросает и что-то при этом говорит? Выяснилось, что многие родители отдают зуб зубной фее, а другие — мышке, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе репяной, дай нам костяной». Вполне себе образованные люди отвечали.

А как быть с поисками национальной идентичности?

На территории России проживало большое количество людей, говорящих на разных языках. При этом благополучнейшим образом они уживались рядом и вместе. Русскую девушку спокойно выдавали замуж в соседнюю карельскую деревню. И она плакала по своему умершему отцу по-русски, с мужем и с детьми говорила по-карельски. И даже не понимала, что она — носитель двух языков. Многие таковы: как минимум два языка, язык родительской семьи и язык мужниной семьи. Вся Вологодчина была наполовину финноугорская, наполовину русская. Я очень поздно, уже в университете, стала понимать, что среди слов, которые употребляла моя бабушка (она жила в Петрограде с 1918 года, а до этого — на Вологодчине), — вепсские. Я смотрела израильский сериал «Штисель» с субтитрами и стала опознавать слова на идише, а это знание мое — из еврейской семьи деда. В булочную меня бабушка отправляла за халой, а не за плетенкой.

Это я к тому, что мы все абсолютно повязаны. И этническое не является границей. Возьми любого, попроси плюнуть в трубочку, чтобы сделать генетический тест, и посмотри, из чего он состоит. Обнаружится, что из такого множества, которое не разъять на части. И что тогда я в себе должна отрицать? Что продвигать? Что восстанавливать? Еврейское? Русское? Вепсское?

В советское время, когда все перемешалось, переместилось, снялись территориальные, этнические и религиозные границы, действительно возникла новая общность — советский народ. И мы уже третья генерация этого замеса. Что нам остается, кроме как признавать то, из чего мы состоим, с благодарностью и быть к этому в интересе? Всё рядом, всё под рукой, только смотреть нужно на себя — не на то, что в музее.

Как же увидеть то, из чего мы состоим, быть к этому в интересе?

Вот в вашей семье как принято было есть яйцо? С подставочкой или без? Ага, с подставочкой. А вы встречали людей, которым не надо в подставочку? А вас никогда не интересовало, откуда этот странный навык? А ведь можно задать вопрос. Это ведь часть быта, как и салфетницы, палочки, чтобы положить нож и вилку. Их нет в современном обиходе. Но в некоторых домах они появляются, мы их можем найти в антикварных магазинах. Есть качества быта разные, которые проявляются на уровне привычек. Поисследуйте, это очень интересно.

Мы, когда ездим в экспедицию, расселяемся по разным домам, я как руководитель всех объезжаю, чтобы посмотреть, все ли в порядке. И вот я замечаю, что одни, когда едят, беседуют. А у других обед проходит в тишине. Как это было когдато в крестьянских семьях, потому что повседневная еда — почти священнодействие, а не пир, где возможны беседы. Помолясь, перекрестясь, поели, поблагодарили, а потом занялись делами. На уровне привычек продолжают жить уклады тех сословий, которых нет уже более ста лет: застольные продолжительные беседы горожан, молчаливые трапезы крестьян.

Кто-то качает младенцев, а кто-то нет, следуя привычкам родительской семьи, кто-то обожает баню, а другой ненавидит коллективные помывки. И это тоже чаще всего из детского опыта, это не индивидуальное. Очень интересно наблюдать за тем, что на уровне обыденного отличает тебя от другого человека. Ты смотришь на других и понимаешь про свое собственное.

И в этом смысле мы живем в богатой старой культуре, сложной, многосоставной, которая проявляется во множестве разных привычек. Общее советское обеспечивает нас еще одним видом связности. Но совершенно точно нам не надо молиться на салат оливье или новогоднюю елку. Если мы понимаем, что это форма, относительно недавно изобретенная, за которой прячется лояльность предкам, мы можем изобрести другие способы ее проявить.

Праздники ведь тоже часть нашей жизни, и получается, что мы не можем без них обойтись? Или нужно постараться, особенно сейчас, когда и само слово звучит как будто неуместно?

У Томаса Манна в «Иосифе и его братьях» в прологе есть очень красивая фраза про то, что миф очень важен, но одежда мифа — праздник, потому что это то место и время, когда в настоящем соединяются и прошлое, и будущее. Очень нужно, чтобы вневременное поучаствовало в душном происходящем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Планета людей Планета людей

Там, где она бывает, в домах топятся печи и сохнет шерсть, а хозяева пекут хлеб

Seasons of life
Какой будет новая технологическая эпоха с ИИ? Мнение Билла Гейтса Какой будет новая технологическая эпоха с ИИ? Мнение Билла Гейтса

Технологические достижения могут до неузнаваемости изменить жизнь обывателей

ТехИнсайдер
Искусство и заказ Искусство и заказ

Как платное и недешевое искусство менялось вслед за запросами аудитории

Правила жизни
Пять причин, почему искусственный интеллект не сможет заменить программистов Пять причин, почему искусственный интеллект не сможет заменить программистов

Почему работать с профессионалами выгоднее, чем с искусственным интеллектом

Forbes
Войти в сад Войти в сад

Четыре года назад Антон Шуранов открыл крошечную студию цветов на «Аэропорте»

Seasons of life
Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции? Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции?

По симптомам менингит похож на простуду или грипп, но при этом очень опасен

Лиза
Привидения Дома Кранкенгагена Привидения Дома Кранкенгагена

Дом Кранкенгагена известен в Петербурге всем, чья страсть — привидения

СНОБ
ИИ научился убирать атмосферные помехи с астрономических снимков ИИ научился убирать атмосферные помехи с астрономических снимков

Изображения с лучших наземных телескопов размыты из-за смещения воздушных масс

ТехИнсайдер
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Заметки натуралиста Заметки натуралиста

Какие растительные ингредиенты заменяют химические аналоги

Лиза
Велимир Хлебников Велимир Хлебников

Велимир Хлебников: поэт, умер в 1922 году

Правила жизни
Российские онлайн-кинотеатры потеряли половину голливудского контента за год Российские онлайн-кинотеатры потеряли половину голливудского контента за год

Онлайн-кинотеатры потеряли за год 50% голливудского контента

Inc.
Время сильных Время сильных

Bahh Tee и Turken — что ждет нашу музыкальную индустрию?

ЖАРА Magazine
Яркие краски Калмыкии Яркие краски Калмыкии

Чем удивляет Калмыкия своих гостей и ради чего сюда стоит приехать?

Отдых в России
«Макияж — право, а не обязанность»: что произойдет, если перестать краситься, — личный опыт «Макияж — право, а не обязанность»: что произойдет, если перестать краситься, — личный опыт

Почему можно отказаться от косметики и к чему это может привести?

Psychologies
Эпатаж: перезагрузка Эпатаж: перезагрузка

Как Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане

Вокруг света
8 легендарных «голых платьев» звезд — от Мэрилин Монро до Рианны 8 легендарных «голых платьев» звезд — от Мэрилин Монро до Рианны

Рассказываем о самых известных нарядах, которые открывали больше, чем скрывали

Правила жизни
Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет

Как с возрастом должна меняться физическая нагрузка?

РБК
Системный анализ Системный анализ

Анастасия Волкова: российский арт-рынок — «непаханое поле возможностей»

Robb Report
Не до шуток: можно ли на самом деле умереть от смеха? Не до шуток: можно ли на самом деле умереть от смеха?

Что будет, если смеяться слишком долго?

ТехИнсайдер
Катя и сердца Катя и сердца

Как началась история, спасшая 4 500 детских сердец

Новый очаг
Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса

Всё самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт

4x4 Club
«Валсарб»: отрывок из книги о девочке, которая хранит чужую память «Валсарб»: отрывок из книги о девочке, которая хранит чужую память

Отрывок из книги «Валсарб» — о девочке, которая слышит голоса умерших людей

Forbes
Директор «Ночлежки» Дарья Байбакова о помощи беженцам и росте числа бездомных людей Директор «Ночлежки» Дарья Байбакова о помощи беженцам и росте числа бездомных людей

Интервью с Дарьей Байбаковой, директором московской «Ночлежки»

Forbes
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
Колыбель для ВПК Колыбель для ВПК

Академгородок как главная утопия Холодной войны

Weekend
Работа с пограничным расстройством личности: техника ментализации Работа с пограничным расстройством личности: техника ментализации

Как распознать человека с пограничным расстройством личности?

Psychologies
Сериал «Экстраординарная»: краткое пособие по выживанию во взрослой жизни Сериал «Экстраординарная»: краткое пособие по выживанию во взрослой жизни

«Экстраординарная» — яркий сериал о молодых людях, ищущих смысл жизни

Forbes
Я не боюсь: откуда берутся страхи и как с ними жить Я не боюсь: откуда берутся страхи и как с ними жить

Страх — это нормальное физиологическое чувство, пока оно не мешает нам жить

Правила жизни
“Парадокс ожирения” развенчан. Ученые установили, что лишний вес повышает смертность “Парадокс ожирения” развенчан. Ученые установили, что лишний вес повышает смертность

Как жир влияет на здоровье человека?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении