Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of lifeРепортаж

Где лежит настоящее

Мы поговорили со Светланой Адоньевой о том, где живет традиционная культура, почему не нужно ее возрождать и как современному человеку нащупать свои корни (спойлер: кокошники не достаем).

Текст: Мария Жаворонкова

Вы часто говорите на лекциях, что традиционная культура — это не то, что нужно чинить и возрождать, что она вполне себе живет в нашей повседневности.

Понимаете, не работают призывы возродить традиционную культуру, одеться в кокошники и запеть народные песни. Народно-огородное, аккуратно создаваемое в советское время, кичевое не дает доступа к настоящему. Настоящее лежит совсем в другом месте. Дело ведь не во внешних проявлениях, а во внутреннем опыте, который в традиционной культуре был отрефлексирован и включен в повседневные практики. Стоит смотреть на то, что существует практически у всех как привычка: присесть на дорожку, постучать по дереву, чтобы не сглазить, посмотреть в зеркало, если пришлось с дороги вернуться. И в нас это сидит каким-то фоновым знанием, которое мы даже не замечаем.

Человек, проживающий на территории России и говорящий по-русски, может не знать молитву «Отче наш», но точно помнит про волчка: «Баюбаюшки-баю, не ложися на краю». Есть вещи, которые ты взял из детства, и они настоящие.

Я спросила подписчиков в соцсетях: кто первый выпавший у ребенка зуб бросает и что-то при этом говорит? Выяснилось, что многие родители отдают зуб зубной фее, а другие — мышке, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе репяной, дай нам костяной». Вполне себе образованные люди отвечали.

А как быть с поисками национальной идентичности?

На территории России проживало большое количество людей, говорящих на разных языках. При этом благополучнейшим образом они уживались рядом и вместе. Русскую девушку спокойно выдавали замуж в соседнюю карельскую деревню. И она плакала по своему умершему отцу по-русски, с мужем и с детьми говорила по-карельски. И даже не понимала, что она — носитель двух языков. Многие таковы: как минимум два языка, язык родительской семьи и язык мужниной семьи. Вся Вологодчина была наполовину финноугорская, наполовину русская. Я очень поздно, уже в университете, стала понимать, что среди слов, которые употребляла моя бабушка (она жила в Петрограде с 1918 года, а до этого — на Вологодчине), — вепсские. Я смотрела израильский сериал «Штисель» с субтитрами и стала опознавать слова на идише, а это знание мое — из еврейской семьи деда. В булочную меня бабушка отправляла за халой, а не за плетенкой.

Это я к тому, что мы все абсолютно повязаны. И этническое не является границей. Возьми любого, попроси плюнуть в трубочку, чтобы сделать генетический тест, и посмотри, из чего он состоит. Обнаружится, что из такого множества, которое не разъять на части. И что тогда я в себе должна отрицать? Что продвигать? Что восстанавливать? Еврейское? Русское? Вепсское?

В советское время, когда все перемешалось, переместилось, снялись территориальные, этнические и религиозные границы, действительно возникла новая общность — советский народ. И мы уже третья генерация этого замеса. Что нам остается, кроме как признавать то, из чего мы состоим, с благодарностью и быть к этому в интересе? Всё рядом, всё под рукой, только смотреть нужно на себя — не на то, что в музее.

Как же увидеть то, из чего мы состоим, быть к этому в интересе?

Вот в вашей семье как принято было есть яйцо? С подставочкой или без? Ага, с подставочкой. А вы встречали людей, которым не надо в подставочку? А вас никогда не интересовало, откуда этот странный навык? А ведь можно задать вопрос. Это ведь часть быта, как и салфетницы, палочки, чтобы положить нож и вилку. Их нет в современном обиходе. Но в некоторых домах они появляются, мы их можем найти в антикварных магазинах. Есть качества быта разные, которые проявляются на уровне привычек. Поисследуйте, это очень интересно.

Мы, когда ездим в экспедицию, расселяемся по разным домам, я как руководитель всех объезжаю, чтобы посмотреть, все ли в порядке. И вот я замечаю, что одни, когда едят, беседуют. А у других обед проходит в тишине. Как это было когдато в крестьянских семьях, потому что повседневная еда — почти священнодействие, а не пир, где возможны беседы. Помолясь, перекрестясь, поели, поблагодарили, а потом занялись делами. На уровне привычек продолжают жить уклады тех сословий, которых нет уже более ста лет: застольные продолжительные беседы горожан, молчаливые трапезы крестьян.

Кто-то качает младенцев, а кто-то нет, следуя привычкам родительской семьи, кто-то обожает баню, а другой ненавидит коллективные помывки. И это тоже чаще всего из детского опыта, это не индивидуальное. Очень интересно наблюдать за тем, что на уровне обыденного отличает тебя от другого человека. Ты смотришь на других и понимаешь про свое собственное.

И в этом смысле мы живем в богатой старой культуре, сложной, многосоставной, которая проявляется во множестве разных привычек. Общее советское обеспечивает нас еще одним видом связности. Но совершенно точно нам не надо молиться на салат оливье или новогоднюю елку. Если мы понимаем, что это форма, относительно недавно изобретенная, за которой прячется лояльность предкам, мы можем изобрести другие способы ее проявить.

Праздники ведь тоже часть нашей жизни, и получается, что мы не можем без них обойтись? Или нужно постараться, особенно сейчас, когда и само слово звучит как будто неуместно?

У Томаса Манна в «Иосифе и его братьях» в прологе есть очень красивая фраза про то, что миф очень важен, но одежда мифа — праздник, потому что это то место и время, когда в настоящем соединяются и прошлое, и будущее. Очень нужно, чтобы вневременное поучаствовало в душном происходящем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что знали наши бабушки и о чем забыли мы Что знали наши бабушки и о чем забыли мы

Анна Вокина изучает традиционные праздники на глубинном уровне

Seasons of life
Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь» Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь»

Как остановить утечку мозгов?

Forbes
Нитками вместо красок Нитками вместо красок

Журнал и картины Веры — нежные, чуть наивные, живые — соединились

Seasons of life
В египетском храме нашли полную картину зодиаков. Удивительная находка! В египетском храме нашли полную картину зодиаков. Удивительная находка!

Увлечение астрологией возникло не в 21 веке!

ТехИнсайдер
Ади Ади

Ади наливает воду в металлический таз, ополаскивает руки, берет заготовку глины…

Seasons of life
Лунная пыль. Как космическая разработка может остановить изменение климата на Земле Лунная пыль. Как космическая разработка может остановить изменение климата на Земле

Какие еще технологии применяют для того, чтобы охладить планету

СНОБ
Дюк Д’Окелюс Дюк Д’Окелюс

Среди работ Вильяма Бруй мозг отключается, ты весь становишься сердцем

Seasons of life
Отек лица по утрам Отек лица по утрам

5 способов избавиться от отека лица дома и у косметолога

Лиза
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
Секс не ради секса: почему мы соглашаемся? Секс не ради секса: почему мы соглашаемся?

В постели с мужчинами мы иногда оказываемся не только из-за чистой страсти

VOICE
Банки и ЦБ воюют за платежный рынок Банки и ЦБ воюют за платежный рынок

Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам

Монокль
Режиссер Масааки Юаса: Я хотел бы сделать анимацию, которую наш глаз не отличит от фотореалистичного изображения Режиссер Масааки Юаса: Я хотел бы сделать анимацию, которую наш глаз не отличит от фотореалистичного изображения

Интервью с аниматором Масааки Юасой о его фильме «Ину-о: Рождение легенды»

СНОБ
Бесплатные услуги на борту, скандалы и худшие пассажиры: о чем молчат стюардессы Бесплатные услуги на борту, скандалы и худшие пассажиры: о чем молчат стюардессы

Стюардесса рассказала все о своей работе

Maxim
«Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором «Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором

Как генеральный директор компании Google сам себя загнал в угол

Forbes
Предсказать туманное будущее: почему растет спрос на карты таро и кто их покупает Предсказать туманное будущее: почему растет спрос на карты таро и кто их покупает

Как устроен рынок таро и почему растет спрос на карты

Forbes
«Один — за троих»: что умеет GPT-4 и как он изменит работу людей «Один — за троих»: что умеет GPT-4 и как он изменит работу людей

Как GPT-4 изменит рынок труда

Inc.

Новое поколение передовых методов лечения поднимает серьезные этические проблемы

ТехИнсайдер
Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием

В России миллионы пострадавших от насилия, и в основном это женщины

Forbes
«Если ты используешь оценку, то принимаешь решения лучше и помогаешь людям больше» |“If You Use Evaluation You Make Better Decisions and Help People More” «Если ты используешь оценку, то принимаешь решения лучше и помогаешь людям больше» |“If You Use Evaluation You Make Better Decisions and Help People More”

О взглядах на профессию оценщика, импакте и трендах развития сферы оценки

Позитивные изменения
Йога помогла девушке справиться с опытом изнасилования. Трагичная история Йога помогла девушке справиться с опытом изнасилования. Трагичная история

Девушка нашла необычный способ для преодоления травматичного опыта

ТехИнсайдер
Может ли секс без обязательств перерасти в отношения: 4 мнения мужчин — узнайте правду Может ли секс без обязательств перерасти в отношения: 4 мнения мужчин — узнайте правду

Что мужчины думают о сексе без обязательств?

Psychologies
Как снизить риск аллергии на орехи у ребенка? Кормите арахисом с младенчества! Как снизить риск аллергии на орехи у ребенка? Кормите арахисом с младенчества!

Распространенность аллергии на арахис в Великобритании может снизиться на 77%

ТехИнсайдер
Интервью Интервью

Али Онгер и Алексей Горский: почему сейчас самое время покупать яхту в Турции

Y Magazine
Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА

Как Стив Балмер строит для «Лос-Анджелес Клипперс» роскошную спортивную арену

Forbes
Кодекс ухода за лицом для женщин 50+: запомни эти 8 простых правил Кодекс ухода за лицом для женщин 50+: запомни эти 8 простых правил

Простая формула ухода за зрелой кожей, которая поможет повернуть время вспять

VOICE
«Будь как дома, путник» «Будь как дома, путник»

Об истории культовой российской хоррор-панк-группы — либо с размахом, либо никак

OK!
Галерист Алина Крюкова — об арт-лифте, переменах и языках коммуникации Галерист Алина Крюкова — об арт-лифте, переменах и языках коммуникации

Алина Крюкова о планах и свершениях, переменах, произошедших с арт-рынком

РБК
В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг

Отрывок из книги «В молекуле от безумия»

Forbes
Раннее введение аллергенов в прикорм снизило риск развития аллергии Раннее введение аллергенов в прикорм снизило риск развития аллергии

Можно ли профилактировать развитие аллергии у детей?

N+1
Как Моррисси из героя музыкального культа превратился в парию Как Моррисси из героя музыкального культа превратился в парию

По любому вопросу у Моррисси всегда было свое, непопулярное мнение

СНОБ
Открыть в приложении