Как модель Vogue Ли Миллер стала военным фоторепортером во время Второй мировой войны
Модель, фотограф, сюрреалистка, ученица художника Мана Рэя, Ли Миллер на долгие годы связала себя с журналом Vogue. Но главные свои снимки она сделала, работая не в фотостудии, а под бомбежками
Обнаженная женщина в чистой ванне, а рядом стоят грязные солдатские сапоги: такой снимок в апреле 1945 года сделал друг и наставник Ли Миллер, американский фотограф журнала Life Дэвид Шерман. В этих сапогах за несколько часов до съемки Миллер ходила по освобожденному концентрационному лагерю Дахау, а сама ванная комната находилась в квартире Гитлера в Мюнхене.
Фотографы не знали, что в тот же день Адольф Гитлер и Ева Браун покончили с собой в бункере. В мюнхенской квартире Дэвид Шерман и Ли Миллер жили несколько дней и не только отдыхали в ванне немецкого диктатора, но и засыпали в его кровати. «Я годами носила в кармане его адрес», — рассказывала Миллер. Она сделала такой же кадр в ванне с Дэвидом, но известным снимок не стал.
На фронте Миллер оказалась в 1944 году. До этого она была фотомоделью в глянце. О том, как работать в условиях боевых действий, не имела ни малейшего представления. Forbes Woman рассказывает, как военный фотограф Ли Миллер показала на своих снимках всему миру, с чем приходилось сталкиваться женщинам во время войны, и почему работе в редакции Vogue она предпочла репортажи с линии огня.
Темная комната
Элизабет (Ли) Миллер родилась в 1907 году в городе Покипси в штате Нью-Йорк. С фотоискусством ее познакомил отец Теодор Миллер: у него была не только камера, но и специальная темная комната для проявки негативов. Он обучил дочь всему процессу создания снимков от начала и до конца.
Но было нечто сексуализированное в их отношениях. С восьмилетнего возраста и до 20 с лишним лет отец фотографировал Элизабет обнаженной. Незадолго до того, как стать моделью отца, Ли изнасиловал и заразил гонореей друг семьи. Лечение было тяжелым, вспоминала она.
Но жестокость судьбы в отношении Элизабет внезапно сменилась на милость. В 1927 году на одной из улиц Нью-Йорка девушку одернул мужчина — она чуть не попала под машину, а он спас ее. Мужчиной оказался Конде Наст, именитый издатель американского Vogue. Наст оценил красоту Миллер, и в том же году она оказалась на обложке главного модного журнала страны.
Годом позже, в 1928-м, для Vogue ее уже снимал знаменитый фотограф Эдвард Стейхен. Однако тут случился скандал: его фотография стала рекламой тампонов компании Kotex, причем не только в Vogue, но и в других журналах. Это жутко не понравилось Миллер, и она в 1929 году уехала в Париж — в качестве извинения Стейхен познакомил Миллер с жившим в столице Франции фотографом-сюрреалистом Маном Рэем.
«Привет, я ваша новая ученица и помощница», — сказала Миллер Ману Рэю при встрече. Он ответил, что у него нет никаких учеников. «Теперь есть», — парировала Миллер. Так она стала его музой, ученицей и немногим позже любовницей. Миллер была не просто вдохновительницей признанного фотохудожника, но и художницей-сюрреалисткой, полноценной участницей творческого процесса. В Париже Миллер познакомилась с поэтом Полем Элюаром, режиссером Жаном Кокто, художниками Жоаном Миро, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо — последний писал ее портреты шесть раз.