«При чем тут любовь?»: как ромком о браках по расчету возрождает веру в романтику
На экраны выходит «При чем тут любовь?» — первая британская романтическая комедия за долгое время, которая не стесняется напомнить зрителям, что романтика никуда не исчезла. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему нехитрый набор приемов от создателей «Реальной любви» действует освежающе
Когда-то Великобритания была одним из главных поставщиков романтических комедий на мировые экраны — «Ноттинг Хилл», «Дневник Бриджит Джонс», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Реальная любовь», «Бойфренд из будущего». С тех пор прошел десяток лет. Дело не в английской киноиндустрии, а в новом культурном климате, который в одночасье сделал жанр ромкома устаревшим, а его типичных героев и сюжеты — неприменимыми в политкорректной среде.
Романтические отношения теперь — объект тщательного психологического препарирования. Они идеально подходят для многоуровневых хорроров, где дисфункциональные отношения показаны через кровавые метафоры — эмоциональная зависимость в «Солнцестоянии», газлайтинг в «Наблюдающем», абьюз в «Свежатинке». Как перенести интимную связь между людьми обратно в конфетно-букетную плоскость, киноиндустрия пока не поняла.
Попытки предпринимаются, но, как правило, неудачные. Обычно они приобретают форму историй о неловких, лишенных химии отношениях. Часто приправлены ликбезом о woke-культуре (то есть дискурсе, связанном с вопросами социального, расового и гендерного равенства и справедливости) — например, в «Что за люди» роман героев в исполнении Джоны Хилла и Лорен Лондон служит лишь предлогом для плохо срежиссированной дискуссии о том, кто страдал больше — евреи или афроамериканцы. Но нередко режиссеры так боятся хоть что-то предпринять, что в фильме просто ничего не происходит: например, недавний «Ко мне или к тебе», объединивший двух признанных звезд жанра — Риз Уизерспун и Эштона Катчера, — представляет собой пресное перечисление событий из жизни скучных людей.