Фэшн-матриархат: что произошло с российской модной индустрией за прошедший год
Панорама российской модной индустрии за прошедший год изменилась кардинально. Кризисная ситуация, с одной стороны, поставила отечественные бренды в сложные условия работы, с другой — предоставила им непредвиденный шанс для развития. Forbes Woman исследует, как этим шансом воспользовались женщины — владелицы брендов, креативные директора и дизайнеры как маленьких нишевых марок, так и кутюрных ателье или масштабных брендов масс-маркета.
Высокие ставки
Мир высокой моды в России невелик, и Юлия Янина всегда играла в нем заметную роль. Особенно после того, как в конце 2021 года дом Yanina получил от французской организации Federation de la Haute Couture et de la Mode (FHCM) статус официального участника Недели высокой моды в Париже. А мировые знаменитости все чаще выходили на красные дорожки в нарядах, созданных в ателье во дворах Тверской улицы. Но 2022 год внес коррективы: если летом имя Yanina еще стояло в расписании парижской кутюрной недели, то в январе 2023 года уже нет. Юлию этот факт не остановил: дом создал коллекцию по расписанию и в январе представил Yanina Couture в формате видеоперформанса в Москве.
Хотя именно кутюр является визитной карточкой дома, главной повесткой в 2022-м стал не он. Несколько лет назад, стремясь сделать бренд доступным для большего числа женщин, Янина запустила две линии прет-а-порте Yanina Demi Couture и Yanina Basic и усилила их «заметность» и масштаб в первую очередь в онлайн-магазине бренда. В июне в столичном ЦУМе появился корнер Yanina с эксклюзивной коллекцией для этого ретейлера, а к осени аналогичный корнер открылся и в ДЛТ в Санкт-Петербурге.
«Самой трудоемкой задачей для дома стала глобальная логистика: ткани мы много лет закупаем на нескольких фабриках в Италии, и нам пришлось выстроить новую цепочку их доставки в Россию, — рассказывает Янина. — Сложности сподвигли нас на перестройку процесса, и сегодня штат из нескольких десятков мастеров выполняет даже больший объем работ и постепенно наращивает объемы производства».
В 2022 году дом вышел на новые рынки, в города, куда до сих пор не привозил свои изделия, — Сочи, Краснодар, Казань, Махачкалу — и планирует продолжить экспансию по России в 2023-м.
Модный дом Mastersuit четверть века строил репутацию одного из лучших ателье по пошиву классической мужской одежды по итальянским и английским традициям и преуспел в этом. Хотя был известен в столице узкому кругу «посвященных». Несколько лет назад среди клиентов дома появились первые женщины, которые были готовы заказать уже не только деловой костюм, но и вечерний туалет. К тому же многие хотели приобрести нечто готовое, и стало понятно, что пора добавлять к индивидуальному пошиву еще и линии прет-а-порте, и запуск был запланирован как раз на 2022 год.
Столкнувшись уже с первыми трудностями с поставкой дорогих материалов и фурнитуры из-за границы, идеолог и совладелица Mastersuit Алена Лейнер приняла волевое решение: ничего не менять в планах дома, в реализацию которых уже было вложено много труда и денег.
«В кризис важно четко оценивать свои ресурсы и правильно распределять их. Мы реагировали на меняющуюся ситуацию и трансформировали ее в свою пользу, — говорит Лейнер. — Я банально решила загрузить работой всю команду, на которой и держится весь бизнес, чтобы концентрация была только на творческом процессе. В итоге мы открыли новый цех по созданию женской одежды и реализовали больше, чем планировали».
В конце апреля Mastersuit дал премьеру линии пляжной одежды и купальников, летом в ассортименте появились готовые мужская и женская линии, а осенью к услуге по изготовлению обуви на заказ добавилась готовая линия для обоих полов, ее частично производят в Италии, а частично — в Москве.
«Еще пандемия поставила нас в совершенно иные условия работы, поэтому мы были готовы к трудностям. Но не были готовы уступать в качестве изделий. Ткани, фурнитура, нитки, бортовки и оборудование — в этих категориях импортозамещение у нас в стране не работает, технологии не развиты, — рассказывает Лейнер. — Но наши многолетние партнеры перестали с нами работать из-за санкций, и пришлось менять всю логистику. Теперь мы приобретаем необходимое через посредников, это совершенно официальные схемы параллельного импорта, только обходятся они в разы дороже».
Под занавес года Mastersuit, который, вопреки обстоятельствам (а отчасти «благодаря» — из-за ухода с рынка основных конкурентов, Brioni и Zegna), оказался на авансцене индустрии, устроил показ в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. И уже на реальной сцене представил 175 вечерних образов — смокинги, костюмы, коктейльные платья с ручной вышивкой и стеклярусом. И планы на 2023 год у дома впечатляющие — запуск линейки аксессуаров, расширение линии трикотажа и масштабный показ в Санкт-Петербурге.
Не сбавил, а напротив, нарастил обороты в кризисный год и модный дом Yana во главе с Яной Расковаловой, который давно и целенаправленно расширял свой ассортимент. Помимо премиальной коллекции Yana Dress (с диапазоном от шуб из натурального меха до пляжных аксессуаров), дом уже несколько лет выпускает две линии одежды: более демократичную Like Yana и джинсовую Yana Jeans. А также ювелирные украшения, с создания которых в 2011 году и началась история этой марки.