«Огненные» скрепы
90 лет назад, 10 мая 1933 года, в нацистской Германии прошла «Акция против негерманского духа». Она началась с публикации «12 тезисов против негерманского духа» и закончилась сожжением тысяч книг.
Произведения мировой литературы сжигались на огромном костре, разведённом в центре Берлина на Оперной площади между зданием Университета Фридриха Вильгельма (переименованного в 1949 году в Университет имени Гумбольдта) и Государственной оперой. Несмотря на дождливый день, на площади собралась огромная толпа — около 70 тысяч человек. По требованию национал-социалистических лидеров студентов на акцию в обязательном порядке должны были явиться все преподаватели и профессора университета.
Сожжение книг встраивалось нацистами в немецкую историко-культурную традицию. Оно было призвано показать «глубокие исторические корни» нацизма, напоминать о публичном сожжении Мартином Лютером папской буллы в 1520 году, о костре из «негерманских» книг на Вартбургском празднестве, устроенном немецким студенчеством в 1817 году по случаю 300-летия начала Реформации и четвёртой годовщины Битвы народов под Лейпцигом. Очищение университетов от «еврейского духа» полностью соответствовало призывам из антисемитских памфлетов Мартина Лютера «О евреях и их лжи», «Шем Хамфораш», «Последние речения Давидовы».
«Акцию против негерманского духа» организовала нацистская молодёжная организация «Немецкий студенческий союз». В университетах Германии создавались студенческие «комитеты по борьбе с негерманским духом». Их целью было избавиться от неугодных профессоров, очистить библиотеки от произведений, не соотносящихся с нацистской идеологией, и содействовать тому, чтобы университеты покончили с «еврейским влиянием» и стали оплотом немецкого национализма.
Активисты «Немецкого студенческого союза» требовали неуклонного выполнения в своих университетах закона о восстановлении профессионального чиновничества от 7 апреля 1933 года, в соответствии с которым государственные служащие должны были иметь арийское происхождение. Этот закон затрагивал и профессорско-преподавательский состав университетов, так как ординарные профессора являлись чиновниками. Представители «Студенческого союза» бойкотировали и срывали занятия преподавателям еврейского происхождения, требуя их увольнения. Только в Берлинском университете было уволено 32% преподавателей и профессоров.
Начиная с 26 апреля 1933 года в рейхе происходил повсеместный сбор книг для сожжения на основании чёрных списков, составленных 29-летним берлинским библиотекарем, членом нацистской партии Вольфгангом Херманом по заданию «Немецкого студенческого союза». Тексты, «заслуживающие уничтожения», изымались из частных и публичных библиотек, конфисковывались из книжных магазинов.
Всего в чёрные списки нацистов попали труды более 300 авторов. В них были включены как произведения еврейских писателей, так и любые тексты, чуждые нацистской идеологии. 9 мая 1933 года отдел прессы и пропаганды «Немецкого студенческого союза» выпустил циркуляр, в котором организаторам акций на местах позволялось произвольно расширять списки сжигаемых книг. Циркуляр также содержал «обязательный» список из пятнадцати авторов: Георг Бернгард, Теодор Вольф, Эрнст Глезер, Карл Каутский, Альфред Керр, Эрих Кестнер, Эмиль Людвиг, Генрих Манн, Карл Маркс, Карл фон Осецкий, Эрих Мария Ремарк, Курт Тухольский, Фридрих Вильгельм Фёрстер, Зигмунд Фрейд и Вернер Хегеман.