Сделка с ангелом: где стартапам ранних стадий найти инвестиции
С 2022 года объем инвестиций в стартапы стремительно сокращается. Фонды, на которые приходится значительная часть венчурного рынка, стали осторожнее и экономнее, а многие из них вовсе перестали инвестировать в локальные проекты. Привлекать деньги в этих условиях сложно, особенно если речь идет о крупных суммах — средний чек инвестиций снизился в несколько раз. Но у проектов на ранней стадии, которые ищут не так много денег, возможности есть. Forbes Young разобрался, где основателям таких стартапов искать деньги прямо сейчас.
С 2022 года глобальный венчурный рынок (или рынок инвестиций в стартапы) сильно встряхнуло: из-за геополитических событий и финансового кризиса фонды потеряли оптимизм и стали отказываться от рискованных сделок. В России падение проявилось сильнее, чем в среднем в мире. В 2023 году общий объем финансирования стартапов упал на 80% по сравнению с предыдущим годом — до $84 млн, подсчитали в аналитической компании Dsight. Для сравнения, в рекордном 2021 году он превышал $2 млрд.
В 2023 году упал и средний чек инвестиций — с $3 млн до $0,48 млн. Но количество самих сделок выросло, и это говорит о начале постепенного восстановления рынка, полагают в Dsight. Венчурная индустрия продолжает трансформацию, но сейчас ситуация уже более благополучная, чем два года назад, говорит и глава инвестиционного фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. В 2024-м она ожидает существенного роста рынка, драйвером которого станет активность существующих и новых фондов, а также физических лиц — бизнес-ангелов.
Но восстановление, тем более после такого падения, — процесс небыстрый. И пока фандрайзинг (то есть привлечение инвестиций) дается российским стартапам тяжело. Где и как в таких условиях искать деньги предпринимателям с проектами на старте?
Частные фонды
Директор по инновациям билайна и руководитель Beeline Ventures Николай Евченко делит стартапы ранних стадий на две категории: предпосевную (pre-seed) и посевную (seed). К первой можно отнести проекты, у которых есть идея либо продукт и команда, но нет клиентов и доходов. Риски для инвестора на этом этапе самые высокие, но и потенциальная доходность выше. Стартапы из второй категории уже имеют первые продажи, которые доказывают состоятельность идеи, говорит Евченко.
Обычно чем выше стадия проекта, тем больше у него возможностей для привлечения инвестиций. Так, стартапы на посевной стадии — с выручкой — готовы рассматривать венчурные фонды, говорит Евченко. Но после 2022 года количество таких фондов в России снизилось, утверждают партнер фонда Friendly VC Анастасия Ильина и частный инвестор Михаил Тюрин (вкладывал в стартапы Haraba, RetailHub и др.). Часть из них перестали инвестировать в российские проекты, сместив фокус на зарубежные. Оставшиеся и новые венчурные фонды вкладывают осторожно и не хотят лишний раз рисковать деньгами своих инвесторов, резюмирует управляющий партнер венчурного фонда Daily Challenge Андрей Табуринский. Легче всего сейчас найти деньги тем компаниям, которые близки к прибыльности или находятся на пути к выходу на биржу, добавляет сооснователь венчурных клубов «Синдикат» и AngelsDeck Сергей Дашков.
Но это не значит, что проекту на посевной стадии закрыт путь к деньгам частных венчурных фондов. Они готовы инвестировать, но только в качественные проекты (востребованной технологией; не просто с первыми, а с повторяющимися продажами), которые отвечают их стратегии и компетенциям, говорит Волотовская из Softline Venture Partners. Хотя фонды сейчас более требовательны, именно в них она советует целиться seed-стартапам: «С правильно выбранным фондом найдется синергия в развитии проекта и будет обеспечен фундаментальный подход к дальнейшему росту компании».