Угасание евро
Почему европейская валюта становится токсичной для мира
Согласно данным, опубликованным SWIFT, доля евро в международных расчетах снизилась за прошлый год практически в два раза. В январе 2023 года доля единой европейской валюты в расчетах через межбанковскую систему SWIFT была 37,88%, а уже в декабре 2023 года составила лишь 22,41%.
«У всякой культуры свой способ душевно угасать, причем лишь один, и этот способ с глубочайшей необходимостью следует из всей ее жизни»
Освальд Шпенглер «Закат Западного мира» (Der Untergang des Abendlandes), 1918 год
Конфискация российских активов угрожает евро
США выступают за конфискацию активов России, замороженных в западных банках и депозитариях, но главы центробанков Германии, Франции и Италии высказываются против, отмечая, что суверенные активы имеют иммунитет в соответствии с международным правом. Эти страны, а также Европейский центральный банк и депозитарий Euroclear предупредили, что подобные действия могут подорвать доверие к евро как к резервной и расчетной валюте и пошатнуть финансовую стабильность, поскольку активы, хранящиеся в евро, становятся небезопасными, и это станет плохим сигналом всем рынкам и может побудить центральные банки стран, имеющие большие денежные резервы, «повернуться спиной» к евро.
Глава Центрального банка Италии Фабио Панетта заявил, что «использование евро в качестве оружия» рискует нанести ущерб его привлекательности и возвысить конкурирующие валюты, такие как китайский юань, чья доля в мировой торговле увеличилась в два раза за последние три года. Генеральный директор Euroclear Лив Мостри также предупредила, что план G7 по использованию замороженных активов России в качестве поддержки для выпуска долга для Украины создаст точно такие же риски для финансовой стабильности Европы, как и полная конфискация российских активов.
Сокращение и вывод промышленного производства, рецессия в ведущих индустриальных странах ЕС и дорогая энергия, необходимость участвовать в санкционной войне против России и в торговой войне против Китая — это не полный список проблем Европы. Теперь к ним может добавиться проблема токсичного евро. За обсуждениями конфискации российских активов внимательно следят в Китае, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Следят и делают выводы. Выводы капитала. Резкое падение доли евро в международных расчетах — это лишь первый индикатор финансовых проблем ЕС.
Роль и сила резервных валют
Существует связь между ролью валют в глобальной финансовой системе и властью государств, выпускающих эти валюты. Эта связь обоюдосторонняя и почти физическая. Сила главной валюты мира во многом зависит от мощи и возможностей державы-гегемона. И одновременно, как писала в своей книге «Политика международных валют» одна из создателей международной политической экономии Сьюзен Стрэндж, «государство, достаточно экономически сильное, чтобы обладать главной валютой международной экономики, также будет обладать значительной властью и влиянием». Американский экономист и один из разработчиков «плана Маршалла» Чарльз Киндлбергер, продвигавший идею, что мировая финансовая система является иерархической структурой, отмечал, что «сила доллара и сила английского языка представляют собой la force des choses, а не la force des hommes (силу вещей, а не силу людей)… так как это самый короткий путь для достижения цели», потому что послевоенный мировой валютный стандарт формировал долларовый международный рынок капитала одновременно с возрастанием гегемонии Соединенных Штатов.
Двумя ключевыми понятиями мировой валюты являются денежная власть, которая является компонентом экономической власти (в контексте геополитического соперничества или гегемонии), и монетарное управление, которое подразумевает поддержание денежной автономии, возможность манипулировать обменным курсом и содействие использованию собственной валюты за пределами границ государства-эмитента валюты.
Но если гегемон слабеет, то финансовые стимулы должны быть обратно пропорциональны сокращающейся политической воле, поскольку это необходимо для сохранения роли валюты, поэтому должно быть больше стимулов, таких как привлекательные ставки, легкость и доступность трансакций, доступ к рынкам. Если же мировая или резервная валюта превращается в оружие для экономических и санкционных войн, то это неизбежно снижает ее привлекательность и поощряет появление альтернатив, она становится «переговорной валютой» и теряет свой вес в международных расчетах. Ослабление геополитического влияния и превращение валюты в токсичное «санкционное оружие» — это путь к утрате статуса международной валюты.