Настроения на подъеме
Почему растет потребительская активность россиян
Потребительские настроения россиян, находившиеся под давлением в 2022 году, к концу прошлого года улучшились. Аналитики фиксируют увеличение доли потребителей, положительно оценивающих перспективы трудоустройства, материальное положение и готовность к тратам, что уже привело к росту спроса в нескольких товарных группах. «Деньги» изучали, как меняется активность покупателей.
Аналитики фиксируют улучшение потребительских настроений. По данным NielsenIQ, к началу 2024 года индекс потребительского оптимизма вернулся к высокому уровню в 107 пунктов после снижения в третьем квартале 2023 года. Индекс может принимать значения от 0 до 200 пунктов. Показатель выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране скорее оптимистичных настроений, а ниже — скорее пессимистичных, поясняют аналитики.
Как уточняют в NielsenIQ, доля потребителей, которые оценивают перспективы трудоустройства как «отличные» и «хорошие», к началу 2024 года выросла до 66% против 63% в третьем квартале 2023 года. Доля положительно оценивающих личное материальное положение в ближайший год увеличилась с 57% до 62%, доля покупателей, считающих, что сейчас «отличное» или «хорошее» время для покупки новых вещей,— с 39% до 45%. Сильнее всего доля положительных оценок потребительских настроений в декабре выросла среди потребителей старше 55 лет и респондентов с доходом до 30 тыс. руб. в месяц, отмечают аналитики.
Отмечает увеличение индекса потребительской уверенности и «Ромир». По итогам января 2024 года эксперты холдинга оценивают этот показатель в пять пунктов, что стало рекордным значением за год. У «Ромир» индекс рассчитывается как нормированный процент людей, оценивающих текущие экономические условия, плюс процент респондентов, оценивающих перспективы экономических изменений в значении от минус 100 до 100 пунктов. В январе 2023 года индекс потребительской уверенности «Ромир» был минус один пункт, в декабре — вырос до двух пунктов.
Как сказано в презентации «Ромир», потребитель все меньше определяет свое поведение как режим экономии. Так, к началу 2024 года, по данным холдинга, доля тех, кто отказывается от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, снизилась до 39% против 44% годом ранее. Доля сокращающих расходы на отдых и развлечения сократилась с 44% до 37%, перераспределяющих бюджет на еду и самое необходимое — с 41% до 36%, экономящих на еде и товарах первой необходимости — с 21% до 18%. Быстрый рост доходов способствует расширению потребительского спроса даже при одновременном увеличении нормы сбережений, отмечают аналитики ЦБ в мартовском бюллетене.
Подвижный спрос
Как отмечают в NielsenIQ, рост готовности потребителей к тратам уже проявился на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в виде высоких результатов продаж к концу 2023 года. Компании инвестируют в развитие локальных брендов и запускают новинки, а покупатели активно пробуют эти товары, указывают аналитики. В Ассоциации компаний розничной торговли (включает X5 Group, «Магнит», «Ленту» и др.) отмечали, что рост динамики рынка в сопоставимых ценах оказался лучше прогнозов, отражая рост потребительской уверенности и оживление спроса.