Принцесса была ужасная: как две королевские дочери устроили бунт в монастыре
Многие из нас были воспитаны на сказках, в которых принцессы — милейшие создания. Но история знает пример Базины и Клотильды, которые организовали восстание в женском монастыре из-за того, что им не понравился деспотизм настоятельницы. В результате одна принцесса добилась для себя комфортных условий проживания, а вторая и вовсе получила свободу от монашеского обета. Forbes Woman рассказывает про принцесс, с которыми шутки были плохи.
В Средние века принцесс в монастыри приводила отнюдь не любовь к Богу, а интриги мужа, родителей или политических оппонентов. Так против своей воли оказались в обители две франкские принцессы, Базина и Клотильда.
Интересно, что попадание в монастырь для амбициозных женщин иногда оказывалось счастливым случаем, ведь там они могли «построить карьеру». Настоятельницы богатых монастырей влияли на политику, манипулировали королями и вступали в конфликты с иерархами Церкви. Например, бабушка двух мятежных принцесс, святая Радегунда настраивала короля против местного епископа, так как не хотела делить с ним сокровища своего монастыря.
Базина и Клотильда пошли дальше своей предшественницы: в 589 году они устроили восстание. Женщины громили епископские армии с помощью нанятых наемников. Захватили в плен аббатису и сказали, что убьют ее, если местное духовенство и знать не пойдут на их уступки. По описаниям Григория Турского можно догадаться, что крови было много, но он не делает на этом акцент — кровопролитие в те годы не шокировало никого. А для принцесс это было единственным выходом, чтобы отстоять свою королевскую честь.
Революция VI века в женском монастыре в Пуатье вошла в историю, поскольку стала шоком для средневекового общества. Но обо всем по порядку.
Как вообще принцессы оказались в монастыре? Несмотря на то, что Базина и Клотильда были особами королевской крови, распоряжаться собственной судьбой они не могли, как и другие женщины их положения. В те годы вариантов было всего два: либо замуж, либо в монастырь, и решали это сначала родители, а потом — муж. В монастырь отправляли надоевших или бездетных жен, политических конкурентов, изнасилованных или обедневших родственниц. Часто девочек «обещали» богу сразу же после рождения сами матери.
Лишняя принцесса Клотильда
Отцом Клотильды был король франков Хариберт I, представитель первой династии франских королей Меровингов. В историю этот король вошел не столько благодаря военными и политическими подвигами, сколько благодаря запутанной личной жизни и отлучением от церкви из-за женитьбы на свояченице (которая к тому же была монахиней, что являлось одновременно и святотатством, и кровосмешением). После смерти Хариберт оставил несколько жен и дочерей, включая Клотильду. Чтобы не выделять деньги на их содержание и приданое, девочек решили отослать в монастырь.
Почему с ними так церемонились, хотя дочери не были рождены в традиционном браке и де-юре прав не имели? Дело в том, что в династии Меровингов (и в некоторых других династиях тех лет) был распространен конкубинат — «гражданский брак» между женщиной низшего сословия и более «статусным» мужчиной. Например, отец девочек, Хариберт был официально женат на Ингоберге, но параллельно состоял в отношениях с двумя дочерьми валяльщика шерсти, Мерофледой и Марковейфой. И еще сожительствовал с дочерью пастуха по имени Теодольгида.
Их дед Хлотарь также имел трех жен. Одна из них приходилась сестрой первой жене. В «Истории франков» об этом решении говорят так: «В поисках богатого и умного мужа для твоей сестры я не нашел никого лучше, чем я сам. Так знай, что я взял ее в жены, и я не думаю, чтобы это тебе не понравилось». И жена приняла это решение.