Любовь по расчёту
Инвестиции в искусство были и остаются одной из возможностей диверсифицировать свой портфель — по данным Deloitte, самые состоятельные люди планеты держат около 5% капитала в предметах искусства. Согласно исследованию агентства Knight Frank, искусство находится на седьмом месте в списке инвестиционно привлекательных предметов роскоши
Такие инвестиции имеют две существенные особенности. Во-первых, искусство — низколиквидный товар и приносит выгоду чаще всего в долгосрочной перспективе. По некоторым оценкам, с 2000 года средняя доходность инвестиций в произведения искусства составляет 9% в год (не стоит забывать о расходах на страховку и хранение). Нужно набраться терпения. Например, картина современного британского художника Питера Дойга «Топь» в 2002 году была куплена за $55 тыс., зато уже через 13 лет (в 2015-м) она ушла с молотка за $26 млн.
Во-вторых, при вложениях в искусство большое значение имеет эмоциональный фактор. С одной стороны, он даёт большую удовлетворённость — приятно не просто обладать капиталом, но владеть частью художественного наследия. С другой — он же влияет на субъективность цены, что осложняет оценку рисков. Ведь часто покупки на арт-рынке делаются спонтанно, исходя из личных, культурологических или просто статусных причин.
Действительно, только 6% покупателей приобретают произведения с целью чистых инвестиций, а вот 64% коллекционируют (то есть систематически собирают искусство) с учётом инвестиционных интересов.
Конечно, чтобы не прогадать, вкладывать лучше в «голубые фишки» арт-рынка — произведения мастеров первого порядка, которые однозначно будут расти в цене. В списке самых дорогих работ 2022 года — Энди Уорхол, Жорж Сёра, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Густав Климт, Люсьен Фрейд, Рене Магритт.
Однако немногие могут позволить себе покупку проверенных авторов, поэтому всё больше коллекционеров обращаются к современному искусству. Так, продажи аукционного дома Christie’s в 2022 году составили $8,4 млрд, из которых $6,2 млрд пришлись на искусство XX и XXI веков (что на 21% больше, чем в прошлом году). Конечно, эту внушительную сумму в первую очередь составили крупные сделки с работами художников первой величины, например с «Голубой Мэрилин» Энди Уорхола, которая стала самой дорогой проданной с молотка картиной XX века ($195 млн). Но основную долю рынка составляют произведения более скромных современных авторов. Арт-рынок имеет высокий порог вхождения: нужно понимать, какие работы могут вырасти в цене и как быстро. Их покупка — всегда риск, поэтому исходить стоит прежде всего из получения эмоциональной выгоды (они попросту должны нравиться).