Вместе с кинокритиками разбираемся, как начать смотреть фильмы Ларса фон Триера

Правила жизниСобытия

«Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке»: в каком порядке смотреть фильмы Ларса фон Триера

Мария Бакаева

d47d2e0324969f88e5eb3f4b860d5926_ce_1882x1568x0x0.jpg
Lionsgate

«Великий скандалист», «последний гений кинематографа» и «главный провокатор» — это все про Ларса фон Триера. Вряд ли можно найти более «грандиозного рок-н-ролльщика» от кино и более обсуждаемого режиссера. Его либо ненавидят и уходят из зала посреди сеанса, либо обожают и пересматривают. Вместе с кинокритиками разбираемся, как начать смотреть его фильмы. Тем более что повод есть — до 19 февраля в кинотеатре «Художественный» проходит ретроспектива фон Триера. Событие помогло подготовить творческое объединение Arthouse, в каталоге которого имеются почти все работы датского режиссера.

Кинематограф Триера в той или иной степени пытается осмыслить жизнь конца XX века и того, что он после себя оставил. Режиссер безжалостно играет со зрителем, который весь фильм пытается ухватиться за любой намек, за любой жест в поисках ответа на вечный вопрос «Что хотел сказать автор?». Но вместо ответа получает если не средний палец, то смешанный набор чувств и шифр, к которому нет ключа.

Так с чего же начать? Двое из четырех критиков предлагают с фильма «Догвилль» (2003). В нем юная Грейс (Николь Кидман), сбежав от гангстеров, находит спасение в маленьком городке. Местные жители взамен на скромные услуги готовы ее укрыть. Но постепенно милый город превращается для девушки в тюрьму.

Алиса Таежная

кинокритик, лектор, автор телеграм-каналов "один раз увидеть" и "Таёжная"

Мне кажется, универсальная точка входа к Триеру — это «Догвилль», самый лаконичный и при этом бескомпромиссный фильм, где автор исследует его любимую тему власти и подчинения, иерархию замкнутых сообществ. Очень часто и, мне кажется, напрасно зрители игнорируют продолжение «Догвилля» — «Мандерлей», радикально неполиткорректное и очень провокационное кино, которое трудно представить себе снятым в наши дни.

c68d05377beb47fed94e65894bf1eb0b.jpg
«Мандерлей » (2005)
ed93134ba72924f51674f1d6f7d45e1a.jpg
«Догвилль » (2003)

Мария Кордюкова

автор CINEMAHOLICS

Мое знакомство с Триером началось с «Догвилля», а у моих друзей в большинстве своем — с «Танцующей в темноте». Поэтому я советую начать с них, чтобы сразу понять, твой это режиссер или нет. «Догвилль» может дать вам общую картину того, что представляет из себя Триер, и понять, сможете ли вы морально вынести другие его фильмы. Потому что, если начать знакомство с режиссером, скажем, с «Антихриста» (мой любимый фильм у фон Триера, наравне с «Меланхолией»), есть шанс сойти с ума: к такому зрелищу все же надо быть немного подготовленным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении