Реальное и виртуальное. Сколько у нас миров
Психолог Катерина Мурашова встретилась с подростками, чтобы обсудить, всегда ли существовал только «реальный» мир, как устроены онлайн-аватары и как скоро нам предстоит общаться с ботами на равных
Часто мне говорят: Катерина Вадимовна, несмотря на весь ваш огромный опыт, вы не можете объективно судить о поколении, потому что к вам на прием попадают только семьи и подростки с проблемами развития, обучения или воспитания. Нормальных, обычных детей, семей вы просто не видите и с ними не общаетесь. Такой получается отрицательный отбор. И в целом в обществе все не совсем так, или даже совсем не так, как вам, из вашей точки наблюдения, кажется.
Я, конечно, живу вовсе не изолированно от всего остального мира и наблюдаю жизнь не только в стенах детской поликлиники, да и совершенно нормальные семьи с совершенно нормальными детьми приходят ко мне на прием преимущественно и регулярно (я же не психиатр, а психолог-консультант), но тем не менее некоторый резон в подобных заявлениях, как мне кажется, все-таки имеет место.
Тем важнее для меня, для формирования более приближенной к объективности картины, встречи с подростками. По стечению обстоятельств такая встреча случилась у меня в самом конце учебного года. Умненькие ребята-десятиклассники не из самой престижной, но, в принципе, нормальной государственной школы с неплохой репутацией. Интересный получился эксперимент. Не знаю, не могу точно судить, был ли данный опыт интересным для ребят (они, как вежливые, хорошо воспитанные подростки из приличного учебного заведения, находящиеся в пределах школы и видимости двух учителей, разумеется, сказали: да-да-да, спасибо, Катерина Вадимовна, было очень интересно, — но бог весть как там на самом деле), но для меня самой — безусловно да.
Сегодня я хочу рассказать читателям, о чем мы с подростками говорили и что обсуждали.
Сначала была, скажем так, текуще актуальная для них тема: что происходит со школьным образованием, какие у него проблемы и что будет с ним дальше. Ребята с большим интересом выслушали мой рассказ про школу в древнем Шумере (4500 лет назад), легко опознали в ней абсолютно тот же принцип, что и в современной школе, и вместе со мной поразились устойчивости системы.
А вот потом встал мрачноватый, чернявый мальчик и сказал: ребята, послушайте, но нам-то здесь, в этой школе, всего год остался. Какая нам разница, что с ней потом будет — дети-то у нас еще не скоро в школу пойдут. Давайте лучше про другое будущее, нешкольное, поговорим. Или про другое настоящее.
И все с ним сразу согласились.
И дальше мы постепенно вышли на очень интересную даже для меня тему: сколько у нас миров и какие они?
Практически сразу мы все согласились с тем, что современные люди, кроме совсем старых, живут одновременно в двух мирах — реальном и виртуальном. И тот и тот для современного человека, ребенка, подростка часто важны приблизительно одинаково, и лишенность какого-нибудь из них современного человека одинаково фрустрирует.