По картелям ударят цифрой
Новая цифровая платформа «Антикартель» с технологиями искусственного интеллекта будет бороться с картельными сговорами и недобросовестной конкуренцией на российском розничном рынке. Эта проблема, в частности, актуальна для рынка бытовой электроники, где недавно был раскрыт крупный картель, занимавшийся завышением цен на беспроводные наушники.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект, регулирующий работу новой цифровой платформы «Антикартель», которая с применением технологий искусственного интеллекта может отслеживать факты сговора и недобросовестной конкуренции на рынке. Общественное обсуждение этого законопроекта совпало с делом об обнаружении ФАС крупного картельного сговора по увеличению цен на беспроводные наушники на российских маркетплейсах.
Грязные приемы
Картельный сговор по увеличению цен на беспроводные наушники на маркетплейсах действовал четыре месяца, с октября 2023 года по февраль 2024-го. Недобросовестные продавцы «с помощью чата в мессенджере координировали свою деятельностью с целью поддержания цен и борьбы с конкурентами», — говорится в официальном сообщении ФАС.
Следователи Антимонопольной службы выяснили, что участники картеля синхронно поднимали цены и контролировали соблюдение договоренностей, а если кто-то не соглашался завышать цены, на строптивых поставщиков оказывалось давление. Например, против них распространялись фейковые негативные отзывы и искусственно занижался их рейтинг. Или вот еще грязный прием: участники картеля через подставных лиц делали заказ на товар отказавшегося от участия в сговоре предпринимателя, оформляли доставку в пункты выдачи в удаленных регионах, после чего партию никто не забирал. По истечении определенного срока товар возвращался продавцу, который в итоге терпел убытки.
Названия компаний, входивших в картель, пока не разглашаются, не говорится и о том, на каких именно маркетплейсах наблюдались эти нарушения. ФАС сообщает, что возбуждено дело. В случае окончательного установления вины нарушителям грозит наказание в виде оборотных штрафов: согласно закону «О защите конкуренции», они могут достигать 15% от годовой выручки компании.
Уши да услышат
Рост цен в последнее время стал больной темой для всего российского потребительского рынка, в том числе рынка бытовой техники и электроники. По оценкам CNews, из-за логистических сбоев, роста ключевой ставки ЦБ и других негативных факторов за 2023 год цены на потребительскую электронику выросли во всех сегментах на 10–15%. А весной текущего года произошел дополнительный подъем цен, который связан с новыми таможенными правилам импорта такого товара.
Напомним, что с 1 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза в Россию товаров для личного пользования был снижен с 1000 до 200 евро. Новые правила ударили в том числе по ввозу бытовой электроники. Во-первых, основной ее объем импортируется, а во-вторых, многие ее виды, прежде всего смартфоны, стоят больше 200 евро. Таким образом, покупателям сейчас приходится добавлять к прежней цене еще 15% в виде дополнительной таможенной пошлины.
Наушники относятся к одному из самых быстрорастущих сегментов бытовой электроники. По данным компании МТС, по итогам 2023 года в России было продано 30,6 млн наушников на общую сумму 62 млрд рублей. Это на 43% больше, чем годом ранее, в штуках и на 23% — в деньгах. Основной тренд в продажах наушников — стремительный рост спроса на беспроводные устройства, или на так называемые TWS-наушники (True Wireless Stereo), которыми удобнее пользоваться, например, в дороге. Если еще несколько лет назад доля беспроводных наушников не занимала и трети продаж, то по итогам прошлого года она достигла 58% в штуках и 72% в деньгах.