Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБКНаука

Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Наука помогает «расколдовать» мир, но монополии на описание окружающего мира у нее нет. Ведущий эксперт Центра научной коммуникации Университета ИТМО Константин Фурсов — о том, почему не на все вопросы ученые могут дать ответы и что случится, если победит доверие псевдонаучным теориям

Автор: Константин Фурсов, кандидат социологических наук, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте России по науке и образованию, ведущий эксперт Центра научной коммуникации Университета ИТМО

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Башня из слоновой кости 2.0

Почти весь XX век между учеными и обществом рос разрыв. Ученые были заняты «чем-то важным» в своих лабораториях, а люди не всегда понимали, как это повлияет на их жизнь. Отсутствие коммуникации, с одной стороны, объяснялось тем, что многие разработки велись в строжайшем секрете. Ведь это был передний край науки, способный определить место страны на политической арене на многие годы вперед. С другой стороны, сами ученые мало понимали, зачем что-то рассказывать о своей работе широкой аудитории.

Но времена горячей, а потом и холодной войны прошли, а ученые так и остались в «башне из слоновой кости». Почему это стало проблемой? Привычный результат в виде конкретной технологии, продукта, лекарства здесь может быть очень отсроченный. И если ученому и достаточно получить признание коллег, принести новое знание, то в общественном сознании зреет вопрос: что дает наука сегодня, чем заняты ученые и действительно ли они важны так, как прежде?

Объяснять это становится сложнее, в том числе в контексте того, что наука требует огромных ресурсов, а ее результаты носят все более специфический и менее понятный обывателю характер. В последние годы расходы на науку в Израиле — 6% ВВП, в Южной Корее — 5,2% ВВП, чуть меньше, 4% ВВП, — на Тайване и 3,6% ВВП — в США. В России же — менее 1%.

Конечно, наука уже не раз доказала свою эффективность обществу и получила довольно высокий кредит доверия. Ведь привычный нам мир, где, например, есть МРТ-снимки, возможность включить ночью свет в квартире, не бояться заражения, потому что есть фильтрованная вода, — все это в конечном счете продукт работы ученых. Но это доверие строится ретроспективно, а любая ошибка рискует его подорвать. Сколько критики было в адрес теории относительности Альберта Эйнштейна, но благодаря ей сегодня мы имеем GPS-навигаторы. Или с каким сопротивлением коллег и общества столкнулся Эдвард Дженнер в конце XVIII века со своей вакциной, но его методика в итоге завоевала мир и нас не беспокоили эпидемии оспы.

Сегодня человечество ответило на множество вопросов об устройстве мира. Ответы легли в основу технологий, сделавших современную жизнь такой комфортной. Вопросов меньше не стало, но теперь они более сложные, узкоспециализированные. Так что даже коллеги из смежных областей не всегда могут разобраться в предмете. Понимать науку стало сложнее, а фундаментальных прорывов, которые бы совершили переворот в наших представлениях о мире, революционных технологий — пока не так много. Да и не могут они случаться каждый день.

В поисках источника ответов

Ожидания общества от науки и их удовлетворение — один из важных факторов доверия к научной картине мира. Наука не догматична, потому что это метод мышления, помогающий понимать происходящее вокруг. Есть то, что уже давно доказано, а есть области на границе непознанного, где у ученых нет однозначных ответов.

Яркий пример — пандемия ковида. Хотя ученые много знали об этом семействе вирусов, в 2020 году мир впервые столкнулся с той его версией, которая смертельно опасна для человека. Ответов на вопросы, как быть и что делать здесь и сейчас, у науки не было (кроме общих правил о мытье рук, социальной дистанции и ношении масок). А ученые в своих попытках понять, что происходит, часто критиковали друг друга, выходили в публичное поле и транслировали порой противоположные вещи. Особенно когда речь зашла о вакцинах. Кого в этой ситуации слушать? Доверие к науке таяло на глазах, и до сих пор мы видим некоторые отголоски этого скептицизма.

В поисках помощи и ответов, которые не дает наука, в сложные времена люди обращаются к эзотерикам. Интересно, что до 2020 года вера в магию и колдунов, согласно опросу ВЦИОМа, заметно снижалась, но на фоне событий последних лет интерес к паранормальному стремительно вырос. Если верить публикациям в отечественной прессе, в России в 2023 году объем рынка оккультных услуг вырос на 20% и приблизился к 2 трлн руб. Эзотерика и мистическое знание дают человеку успокоение в моменте — некое озарение, инсайт, которые снимают психологическое напряжение.

Но в магии нет точного знания, она каждый раз уникальна и невоспроизводима. Успех зависит от конкретного «проводника» и «особых условий», а неудачи списываются на то, что вами же нарушены правила, о которых вы не догадывались, а может, вы и вовсе не готовы к тому, чего хотите. В науке же есть очень понятная граница знания и незнания. И если граница знаний объяснима, значит, опыт (наблюдение, эксперимент) можно воспроизвести и результат будет предсказуем независимо от того, кто это делает. Даже появление теории относительности или концепция пространства-времени не отменяют закона всемирного тяготения: яблоки продолжают падать на землю. Эта непреложность и универсальность законов окружающего мира, которые выявляет наука, создает уверенность. И это причина, почему ей стоит доверять больше, чем магам и эзотерикам.

Гарант истины и кредит доверия

Сегодня наука, как в свое время религия, конкурирует за лидерство в объяснении того, как устроен окружающий мир. Общество постмодерна с его стремлением к разнообразию взглядов и отказом от единой картины мира вместе с развитием социальных сетей выпустило джинна из бутылки. И псевдонаучные, и лженаучные теории заполняют информационное поле.

Первые последствия отказа от научной картины мира мы можем наблюдать уже сейчас. Например, стали возвращаться некоторые позабытые болезни вроде коклюша, с которыми человечество научилось эффективно бороться. Это происходит в результате того, что на фоне отказа от вакцинации слабеет коллективный иммунитет. Наука в общественном сознании перестает быть гарантом истины — человек сам выбирает, во что верить. И это тоже подчеркивает важность вопросов популяризации науки и поддержания ее статуса в обществе.

Однако же развитие научной грамотности и знание отдельных научных фактов не решает вопрос доверия. Всю первую половину прошлого века общество, узрев плоды науки, стремилось к рациональному познанию. Но уже в 1980-е, когда социологи начали изучать влияние научной грамотности на отношение к науке, стало понятно, что доверие и научная грамотность напрямую между собой не связаны, а увеличение объема научных знаний и их сложности могут приводить и к росту скептических настроений относительно науки. Можно ли что-то с этим сделать?

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Борьба за будущее

До 2032 года в нашей стране объявлено Десятилетие науки и технологий. Государство заинтересовано в том, чтобы найти новые способы и форматы коммуникации с обществом. Не только решить свои утилитарные задачи, но и сделать науку и ее результаты понятными обществу.

Еще недавно главным связующим звеном между учеными и широкой публикой были медиа. Но порой тут возникали «ошибки»: журналист неверно понял ученого, пытаясь что-то упростить, опустил важные детали, а читатель после тяжелого рабочего дня, увидев материал, сделал свой вывод и сформировал ожидание, что светлое будущее наступит уже завтра или, наоборот, что угроза планете велика как никогда. Такие ситуации порождали и порождают разные общественные реакции, поэтому одним из ответов стал переход к новым популярным форматам «от первого лица»: открытые лектории и научные кафе, дебаты и «битвы ученых» (Science Slam), детские просветительские мероприятия и другие форматы, где между аудиторией и реальным исследователем возможен прямой диалог.

Сегодня популяризация науки идет еще дальше. Фокус смещается с фактографии, где нарратив строится вокруг открытий и результатов исследований, на личность ученого — кто это, как выстраивает свой путь, чем занимается и почему. Таков, например, формат Лаборатории научного кино, в рамках которого ученые и режиссеры снимают документальные фильмы о науке (их можно посмотреть в дни проведения ФАНК — Фестиваля актуального научного кино, который ежегодно проходит по всей стране). В Москве уже не первый год реализуется проект «Наука в лицах», когда на центральных площадках города, билбордах или в парках появляются профессиональные фотографии ученых в совершенно непривычном амплуа. Вдруг оказалось, что наука в России есть, она приносит пользу, а ученые бывают и молодыми, и совсем не похожими на те стереотипные представления, которые мы видим в массовой культуре, — где же тот взъерошенный человек в белом халате с пробиркой в руках?

Еще одна интересная инициатива — «Научный Петербург». Проект стартовал при поддержке Минобрнауки в 2024 году и предлагает посмотреть на город с точки зрения науки. Например, можно посетить научную экскурсию или пройти квест, которые познакомят участников с научной жизнью города, рассказывая не только о местах знания, но и про увлечения ученых, неожиданные факты их биографии, связанные с теми точками на карте, где мы оказываемся по пути на работу, в университет или на встрече с друзьями. Еще один их проект реализован вместе с Русским музеем. В нем ученые подготовили рассказы о нескольких знаковых картинах коллекции, где повествование об изображенных сюжетах и событиях идет с точки зрения науки.

Постепенно развивается научный туризм, когда с экскурсией можно попасть в настоящие научные лаборатории. Появляется все больше проектов гражданской науки или научного волонтерства, когда любой желающий может принять участие в масштабных исследовательских экспериментах: от сбора сведений о распространении борщевика в Подмосковье до астрономических наблюдений. Качественно собрать данные, задокументировать этот процесс — большое дело. Насколько плодотворными окажутся эти усилия и как они изменят облик самой науки — покажет время.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику» Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику»

Заглядываем в будущее вместе с экономистом и прогнозистом Александром Чулоком

РБК
Ядерный проект века: «Вопрос топлива решится на десятки тысяч лет» Ядерный проект века: «Вопрос топлива решится на десятки тысяч лет»

Создание новых технологий переработки ядерных отходов изменит жизнь человечества

ФедералПресс
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Покоритель вершин: как прошел тест-драйв кроссовера WEY 07 по Приэльбрусью Покоритель вершин: как прошел тест-драйв кроссовера WEY 07 по Приэльбрусью

Стоит ли обращать свое внимание на китайский гибридный кроссовер WEY 07

Forbes
Заряженные на экологию Заряженные на экологию

Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

РБК
Все болезни от нервов? Все болезни от нервов?

Специалисты считают: многие проблемы со здоровьем имеют психологическую основу

Добрые советы
Драма на Артезиане Драма на Артезиане

Как раз в декабре у степных животных начинается важнейший этап в их жизни — гон

Наука и жизнь
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Пятнадцать лет на одно зернышко Пятнадцать лет на одно зернышко

Элитный картофель, конкурентоспособная свекла и зимостойкая пшеница

Наука
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
Колода джокеров и сорок сценариев будущего Колода джокеров и сорок сценариев будущего

Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества

РБК
Вовсе не для развлечения: зачем на самом деле в Windows были встроены игры «Косынка» и «Сапер» Вовсе не для развлечения: зачем на самом деле в Windows были встроены игры «Косынка» и «Сапер»

«Косынка» и «Сапер»: какой замысел Билла Гейтса они в себе таили?

ТехИнсайдер
Остановка Стамбул Остановка Стамбул

Заезженную фразу «Москва – не вся Россия», можно перенести и на Стамбул

Знание – сила
Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать» Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать»

Эх, вернуть бы еще молодость, которая так быстро пронеслась

Караван историй
Институт особого назначения Институт особого назначения

Какими исследованиями занимается Институт истории естествознания и техники?

Знание – сила
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Важнее, чем кажется Важнее, чем кажется

Действительно ли архитектура ничего не значит для рынка недвижимости?

СНОБ
«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года

Какие фильмы, вышедшие в 2024 году, стоит обязательно посмотреть?

Правила жизни
8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют 8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют

Как эффективно использовать архетипы для развития вашей истории?

ТехИнсайдер
РНК-интерференция снизила уровень липопротеина (а) во второй фазе испытаний РНК-интерференция снизила уровень липопротеина (а) во второй фазе испытаний

Ученые: об успехе испытаний препарата на основе малой интерферирующей РНК

N+1
«Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России «Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России

Как на российском телевидении складывался жанр интеллектуальной игры?

Правила жизни
Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты» Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историй
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
Всё это приключилось Всё это приключилось

Реальные истории о самых странных и счастливых праздниках

Новый очаг
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Каким он парнем был Каким он парнем был

«Ученик»: экранизация первых шагов Дональда Трампа в бизнесе

Дилетант
Открыть в приложении