Бизнес на скорость и выносливость
Как занятия спортом на работе, персональные тренеры и мобильные приложения стали трендами в мировой фитнес-индустрии
Здоровье — один из главных капиталов будущего. И формировать его нужно уже в настоящем. Как утверждают эксперты из сферы здорового образа жизни, помочь в этом смогут умные носимые устройства, антиэйдж-фитнес, мобильные приложения и даже «спортивное поведение» работодателей в отношении своих сотрудников.
ТОП-20 трендов в глобальной фитнес-индустрии в 2024 году
Научный журнал ACSM Health & Fitness ежегодно публикует рейтинг мировых трендов фитнес-индустрии. Он основывается на опросах экспертов и практиков в области здоровья и фитнеса. РБК, изучив 20 ключевых трендов 2024 года, представленных в исследовании, выделил семь из них и нашел их отражение в российских реалиях. Разбираемся, что будет определять развитие фитнеса в текущем году.
- Фитнес-устройства.
- Забота о здоровье сотрудников.
- Фитнес-программы для возрастных клиентов.
- Упражнения для похудения.
- Компенсация расходов на фитнес.
- Наем сертифицированных фитнес-тренеров.
- Мобильные приложения для тренировок.
- Тренировки для поддержания здоровья.
- Спортивное развитие детей и подростков.
- Персональные тренировки.
- Медицина образа жизни (Lifestyle Medicine — глобальное движение, которое использует научно-обоснованные методы для поддержания здорового образа жизни).
- Тренировки на свежем воздухе.
- Wellness-коучинг.
- Функциональные тренировки.
- Йога.
- Физические упражнения как лекарство (EIM или Exercise Is Medicine — глобальная инициатива, которая призывает внедрять физические упражнения в процесс лечения пациентов).
- Традиционная силовая тренировка.
- Тренировки с использованием цифровых технологий.
- Персональные тренировки в режиме онлайн.
- Высокоинтенсивные интервальные тренировки (HIIT).
Источник: журнал ACSM Health & Fitness
По данным FitnessData, рынок фитнес-услуг в России набирает обороты: его суммарный объем по итогам 2023 года составил более 213,6 млрд руб., что на 18% выше, чем в 2022 году.
Рост популярности фитнес-устройств
1-е место в рейтинге топ-20 мировых фитнес-трендов 2024 года
Носимые устройства, такие как фитнес-трекеры и умные часы, существуют давно. Еще в 2007 году редакторы технологического журнала Wired заметили интерес людей к сбору данных о собственном теле и дали этому культурному феномену название Quantified Self («измерение себя»).
Развитие технологий (в том числе искусственного интеллекта) делает носимые устройства еще более интересными для потребителей. С каждым годом можно все более тщательно отслеживать и анализировать показатели физической активности, режима сна, уровня стресса и энергии.
Спрос на фитнес-гаджеты растет. По данным «М.Видео-Эльдорадо», только с января по апрель 2023 года в России продали 3,5 млн умных часов. Это на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, сообщают аналитики. Эксперты МТС проанализировали отечественный рынок носимых устройств и получили схожие данные: в 2023 году россияне приобрели 8 млн умных часов, фитнес-трекеров и детских локаторов. Это на 41% больше, чем в 2022 году.
Рост спроса связывают прежде всего с расширением ассортимента в базовом и среднем сегменте. Зафиксирован повышенный спрос на недорогие смарт-часы китайских брендов.
Ожидается, что тренд на носимые устройства сохранится. Не исключено, что такой технологичный аксессуар, как смарт-кольцо, будет постепенно вытеснять часы и станет доступнее для более широкой аудитории. Элегантное крошечное устройство впечатляет своими возможностями по отслеживанию показателей.
Забота работодателей о здоровье сотрудников
2-е место
Журнал ACSM Health & Fitness отмечает, что впервые в этом году в лидеры вышла такая тенденция, как укрепление здоровья сотрудников. Работодатели стали чаще задумываться о внедрении в корпоративную культуру заботы о здоровье. Собственный тренажерный зал в офисе, компенсации за занятия фитнесом, организация физкульт-брейков и спортивных мероприятий — эти и другие меры поддержки становятся все более популярными.
В 2021 году Аналитический центр НАФИ проводил опрос предпринимателей. Согласно его результатам, 79% собственников и руководителей бизнеса уверены, что спорт положительно влияет на эффективность работы сотрудников. По данным «Газета.ру» со ссылкой на исследование «Актион Охрана труда» 2023 года, больше половины российских компаний выделяют время сотрудникам на физическую активность, включая организацию спортивных корпоративных соревнований и групповых занятий с тренером.
Заинтересованность работодателей подтверждает и то, что в обновленных офисах крупных компаний создают большое пространство для занятий спортом. Например, в новой штаб-квартире «Яндекса» в Москве будет спроектирован спорткомплекс с бассейном, тренажерами, спортзалами для разных видов спорта и фитнеса.
Фитнес-программы для возрастных клиентов
3-е место
Старение населения — необратимая демографическая тенденция во всем мире. И вместе с ней уже сейчас намечается тренд на развитие фитнеса для пожилых людей.
Как пишет онлайн-журнал российской фитнес-корпорации World Class, основная идея антиэйдж-фитнеса — это тренировки на гибкость, аэробные и силовые упражнения, развитие равновесия. Программы тренировок для людей от 55 лет и старше составляются с учетом ограничений по здоровью и физических возможностей.
Как правило, они имеют низкую или среднюю интенсивность и включают элементы лечебной физической культуры, пилатеса, стретчинга, а также техники самомассажа. В тренировочном процессе важно улучшить мобильность суставов и поработать с подвижностью позвоночника, вернуть эластичность мышцам и связкам. В общем, восстановить естественные двигательные функции тела.
По словам руководителя исследовательской компании FitnessData Максима Боровикова, средний возраст клиента фитнес-клубов увеличился и неизбежно будет увеличиваться и дальше. Это значит, что наиболее востребованным станет soft fitness — тренировки низкой или средней интенсивности, которые подходят людям с любым уровнем подготовки. В первую очередь — новичкам в фитнесе, а также тем, кому противопоказаны высокоинтенсивные нагрузки, восстанавливающимся после травм, беременным женщинам и людям среднего и пожилого возраста.
Появление новых фитнес-приложений
7-е место
Мобильные приложения для тренировок показали взрывной рост в 2020 году на фоне пандемии. Всеобщая изоляция завершилась, но интерес к фитнес-приложениям продолжает расти с каждым годом. Ожидается, что к 2027 году объем мирового рынка фитнес-приложений достигнет $14,64 млрд, сообщает компания ZipDo. Согласно ее прогнозам, среднегодовой рост составит около 33,1%.
Растущую востребованность мобильных приложений в последние годы связывают с тем, что они стали более продвинутыми. Сейчас приложения имеют персонализированный интерфейс, предоставляют детализированную статистику, делают прогнозы, дают рекомендации и пр. Функций и возможностей становится все больше. Для многих пользователей приложения стали альтернативой посещению фитнес-зала.
Привлечение к тренировкам детей и подростков
9-е место
Все чаще клиентами спортзалов становятся дети и подростки. Например, это могут быть игровые тренировки, единоборства, танцы, гимнастика и пр. Такие занятия формируют осанку, совершенствуют физическую форму, развивают гибкость и координацию. Кроме того, посещая занятия, дети становятся общительнее, увереннее в себе и дисциплинированнее.
Закономерно, что тренировочных центров и студий для детей становится больше. Вместе с тем растет и количество детских программ, таких как ZumbaKids, KidStrong, Les Mills Born To Move и др. Согласно опросу ВЦИОМ, 45% родителей водят ребенка на дополнительные физкультурно-спортивные занятия и секции. В общем, нам есть куда расти.
Выбор в пользу персональных тренировок
10-е место
Тренировки один на один с тренером — стабильно популярный вариант занятия. Тренер проводит тестирование, определяет фитнес-цели, составляет план, сопровождает и консультирует клиента на всем пути. Преимущество персональных занятий в том, что фитнес-инструктор адаптирует упражнения для уровня физической подготовки клиента, следит за техникой выполнения и мотивирует на результат.
Индивидуальные тренировки в онлайн-формате (в режиме реального времени или записанные) также удерживают свои позиции на рынке фитнес-услуг. По данным исследовательского агентства FitnessData, в России 27% опрошенных фитнес-тренеров уже зарабатывают в онлайне, еще 47% хотели бы удаленно зарабатывать в будущем.
Опора на функционалку, йогу, силовые тренировки и HI
14-е, 15-е, 17-е и 20-е места
Эти направления вошли в топ-20 фитнес-трендов 2024 года именно в такой очередности. Функциональная тренировка развивает комплекс физических качеств, необходимых нам в повседневной жизни: баланс, координация, сила и выносливость.
Йога — уникальный вид физической нагрузки; практика осознанности и расслабления гармонично развивает все тело. Неслучайно очередная волна ее популярности спровоцирована пандемией. По данным РБК Life, в 2021–2022 годах количество йога-центров в России увеличилось на 21%.
Традиционные силовые тренировки (подходы со штангами и гантелями) никуда не делись, но чуть сдали свои позиции в рейтинге. То же самое произошло с HIIT — высокоинтенсивными интервальными тренировками. HIIT предполагает работу в разных пульсовых зонах, т.е. чередование интенсивных и спокойных периодов выполнения упражнений.
Фото: Ground Picture / Shutterstock, Pixel-Shot / Shutterstock, Teksomolika / Freepic
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl