Переворот в кино
Империя разваливается, спецслужбы беснуются, но революция всё равно сметает старый режим.
Португальская «революция гвоздик» свергла многолетнюю диктатуру престарелых бюрократов, запустив долгожданную политическую, экономическую и культурную трансформацию. Порой она принимала странные формы: к примеру, снос памятника Салазару в Лиссабоне местные художники превратили в полноценный перфоманс, обернув сначала статую чёрной тканью. Акция остроумно называлась «Фашистское искусство вредит вашему зрению». Ни убавить, ни прибавить!
Парадоксально, но стремительная либерализация во всех сферах общественной жизни не привела к масштабной кинорефлексии по поводу самой революции — посвящённых ей фильмов за пять десятилетий почти не сняли. Вскоре после переворота появилась пара документальных лент, но бума экранизаций — по примеру Октябрьской или Американской революции — так и не случилось. Некоторые исследователи считают, что причина в том, что 1970-е — вообще не самый удобный период для киновоплощений, расположившийся аккурат между модернизмом 1960-х и постмодернизмом позднейших эпох. Тем не менее несколько картин всё же позволяют составить впечатление о событиях апреля 1974 года.
«Апрельские капитаны»
Capitães de Abril, 2000 год
Одним из наиболее заметных фильмов про «революцию гвоздик» стала лента «Апрельские капитаны» Марии де Медейруш. Это не классическая экранизация исторических событий, а скорее эмоциональная зарисовка на тему, что, пожалуй, даже делает её интереснее. К тому же многие персонажи действительно существовали в реальности, включая знаменитого капитана Салгейру Майя, премьер-министра