Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

МонокльКультура

Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

В театре «Сфера» — премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» в постановке Александра Коршунова

Вячеслав Суриков

Александр Коршунов, главный режиссер театра «Сфера»

Александр Коршунов служит в театре «Сфера» с момента его основания в 1981 году. С 1984 года параллельно актер и режиссер Малого театра. С 1996 года преподает мастерство актера в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, с 2002-го — профессор. С 2014 года — главный режиссер театра «Сфера».

Кинозрителям Александр Коршунов известен по фильмам «Брестская крепость», «Не могу сказать “прощай”», «Петя по дороге в Царствие небесное», «Дикое поле» и сериалам «Завещание Ленина», «Возвращение Мухтара», «Спасите наши души», «Московский дворик», «Раскол», «Черные волки», «Ялта-45». Поставил на сцене театра «Сфера» более двадцати спектаклей.

Александр Коршунов родился в семье народного артиста СССР, ведущего актера и многолетнего директора Малого театра Виктора Коршунова и актрисы, режиссера, народной артистки России Екатерины Еланской, художественного руководителя театра «Сфера» в 1981–2013 годах. Его дети, Степан и Клавдия Коршуновы, тоже актеры.

Новая режиссерская работа Александра Коршунова — спектакль по рассказам Юрия Казакова, Юрия Трифонова и Юрия Домбровского «Прозрачное солнце осени». Кроме того, 15 марта в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» состоялась премьера мини-сериала Игоря Угольникова «По зову сердца», в которой он сыграл одну из главных ролей.

«Монокль» поговорил с главным режиссером театра «Сфера» о его новой работе и о природе актерского призвания.

— Почему именно сейчас вы решили поставить на сцене эти тексты?

— Мысль соединить тексты трех авторов, Казакова, Трифонова и Домбровского, и поставить по ним спектакль возникла давно. Их хорошо помнит старшее поколение, а вот молодежь их не знает — есть у меня такое ощущение. Не так часто их переиздают. Мне захотелось о них напомнить, потому что это золотой фонд нашей литературы. Это выдающиеся писатели. Неслучайно их имена назвал Булат Окуджава, отвечая на вопрос о его любимых писателях на вечере в Школе-студии МХАТ (в этот период Александр Коршунов был студентом Школыстудии. — «Монокль»).

— Что такого есть в этих рассказах, чего нет в современной прозе?

— Я не так хорошо знаю современную прозу, но из того, что мне приходилось читать, она показалась мне более отрывочной, субъективной, сиюминутной. А в этих рассказах есть глубинная традиция русской литературы, такая же, как и в рассказах Бунина, Чехова: по темам, по стилистике, по атмосферности. Они очень человечны. При всей сложности тех событий, которые они описывают, в них есть свет и добро, которые обязательно должны быть. Мне не хочется заниматься произведениями, не дающими человеку никакой надежды, не ведущими с ним серьезный разговор о главных опорах человеческой жизни. Если сказать очень коротко, то они повествуют о любви во всех ее проявлениях.

Для меня и для всех это была необычная работа, потому что пьесу можно репетировать сцену за сценой, а здесь каждый рассказ — самостоятельная история, и по порядку репетировать их было нельзя. Их приходилось вести параллельно: репетировали утром одно, вечером другое. В результате у нас сложилась продолжительная история. Она идет четыре часа. В какой-то момент я понял, что это будет именно так. Было искушение от чего-то отказаться, что-то отсечь, поменять. Но я не стал этого делать, потому что спектакли бывают разные: есть одноактные, которые идут час пятнадцать, а бывают и такие. Мы идем на этот вдумчивый разговор и хотим провести зрителя по всей этой истории.

Новая постановка Александра Коршунова — спектакль «Прозрачное солнце осени»

— Действие шести из семи рассказов происходит в СССР в пятидесятых — начале шестидесятых годов. Как вы добивались от актеров перевоплощения в персонажей, живущих в это время? Что представляли собой люди тех лет?

— Тогда были какие-то вещи, в которые люди верили, которые были главными. Потом произошла смена ценностей: очень много стали значить деньги и внешний успех. В советское время слово «карьера» было оскорбительным: надо было думать о пользе людям, о правде, о честности. Это были общечеловеческие ценности. Даже если в каких-то деталях было много лжи, кто-то этими ценностями спекулировал, это не отнимало веры в них.

Например, казалось бы, что такого страшного, когда герой рассказа «Неоконченный холст», художник, берется ради денег оформить панно в парке культуры. Ну и что? Все так подрабатывают. А почему не сняться в рекламе? Или в каком-то низкопробном сериале? Ведь деньги нужны! Я добивался от актеров драматичного отношения к этому поступку художника, потому что он может после этого сломаться навсегда. Когда влюбленная в художника и видящая в нем божью искру Верочка произносит: «Люди ждут от тебя новых картин — большое искусство!» — сегодня эти слова могут восприниматься как фальшь.

А ведь это большая разница: заниматься искусством или ремеслом, или ширпотребом, или делать что-то ради заработка. Заниматься искусством совсем иное дело. Мы в это непреложно верили. У нас было чувство коллективизма, дружества, братства, движения к большой цели, к любви, о которой мечтаешь. Герои рассказа «Прошлогодний снег», он и она, проживают разную жизнь, но они «через тернии, пни и коряги» все-таки прорываются друг к другу. Это два максималиста: в жизни, в искусстве и в любви. Им нужен «прошлогодний снег». Для них это то самое чувство, то самое проявление в искусстве, ради которого стоит жить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За консервами выстроилась очередь За консервами выстроилась очередь

Почему крупнейшие игроки рынка переработки рыбы продают свои активы

Монокль
Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс

«Год в земном звездолете»: что это за эксперимент и почему СССР его скрывал?

ТехИнсайдер
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Сам себе профайлер Сам себе профайлер

Об основных психотипах и о том, как научиться их распознавать

Grazia
Взлёт и падение Селевкидов Взлёт и падение Селевкидов

Государство Селевкидов стало самым большим осколком империи Македонского

Дилетант
Алиса в стране несбывшихся надежд Алиса в стране несбывшихся надежд

«Нежный восток»: абсурдистское роуд-муви о попытке убежать от политики

Weekend
Джонсон и Джонсоны Джонсон и Джонсоны

Как семейный бизнес превратился в крупнейшую финансовую корпорацию

Деньги
Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка! Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка!

Сколько существует типов хозяек и чем они отличаются?

VOICE
Помог случай Помог случай

Иногда в, казалось бы, безвыходных ситуациях может спасти случайный человек

Лиза
Выносливый и политически благонадежный: как Гагарина выбрали для полета в космос Выносливый и политически благонадежный: как Гагарина выбрали для полета в космос

О том, как шла подготовка к отправке человека в космос

Forbes
Масленица в Коломне Масленица в Коломне

Кругом угощения, блины, сладости! И этот дух сохранили в Коломне и сегодня!

Лиза
Отдохни! Отдохни!

Досрочная пенсия для женщин: кому положена и как ее получить

Лиза
Иван Кашпуров Иван Кашпуров

Кто, кроме земляков, сейчас помнит этого писателя?

Дилетант
Пять лет в подвале на Тверской: самые дорогие работы, проданные в Cube.Moscow Пять лет в подвале на Тверской: самые дорогие работы, проданные в Cube.Moscow

Как Cube удалось стать одним из важных центров московской художественной жизни

Forbes
Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России

Фотографии невероятного для России события — первых демократических выборов

Maxim
Страдает психика? Вот как творчество поможет преодолеть проблемы! Страдает психика? Вот как творчество поможет преодолеть проблемы!

Искусство может способствовать эмоциональному облегчению и самопониманию!

ТехИнсайдер
«Пустые клеточки» таблицы Менделеева «Пустые клеточки» таблицы Менделеева

Откуда берутся новые химические элементы? Зачем расширять таблицу Менделеева?

Наука и жизнь
Хортифутуризм Хортифутуризм

Превращаем сад в научно-фантастический рай

Караван историй
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
У близкого деменция: как принять ситуацию и не пасть духом У близкого деменция: как принять ситуацию и не пасть духом

Как быть, если вы ухаживаете за тем, кто постепенно уходит от вас и реальности?

Psychologies
AR и VR в играх: почему самая ожидаемая революция в индустрии гейминга провалилась AR и VR в играх: почему самая ожидаемая революция в индустрии гейминга провалилась

Почему революция виртуальной и дополненной реальности не свершилась?

Forbes
Приматологи описали жесты коат Жоффруа Приматологи описали жесты коат Жоффруа

Ученые выделили 43 типа обезьяньих жестов коат Жоффруа

N+1
Мешок со вшами Мешок со вшами

В октябре 1919 года войска Северо-Западной армии дошли до российской столицы...

Дилетант
Россия «в состоянии крайней слабости» Россия «в состоянии крайней слабости»

Положение «белой России» в 1919 году выглядело крайне уязвимым

Дилетант
Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан) Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан)

В семье Цедербаум шестеро из восьми детей стали социал-демократами-меньшевиками

Наука
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Американские горки: как эмигрантки строят карьеру в США Американские горки: как эмигрантки строят карьеру в США

С чем женщинам приходится иметь дело на пути к американской мечте

Forbes
Хочу на ручки Хочу на ручки

Психолог Екатерина Приморская — о своём опыте перезагрузки в центре аюрведы

Новый очаг
Австралийский миллиардер снова возобновляет работу над созданием копии «Титаника». Первый рейс запланирован на 2027 год Австралийский миллиардер снова возобновляет работу над созданием копии «Титаника». Первый рейс запланирован на 2027 год

Клайв Палмер возобновил строительство копии «Титаника»

Правила жизни
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Открыть в приложении