Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

МонокльКультура

Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

В театре «Сфера» — премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» в постановке Александра Коршунова

Вячеслав Суриков

Александр Коршунов, главный режиссер театра «Сфера»

Александр Коршунов служит в театре «Сфера» с момента его основания в 1981 году. С 1984 года параллельно актер и режиссер Малого театра. С 1996 года преподает мастерство актера в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, с 2002-го — профессор. С 2014 года — главный режиссер театра «Сфера».

Кинозрителям Александр Коршунов известен по фильмам «Брестская крепость», «Не могу сказать “прощай”», «Петя по дороге в Царствие небесное», «Дикое поле» и сериалам «Завещание Ленина», «Возвращение Мухтара», «Спасите наши души», «Московский дворик», «Раскол», «Черные волки», «Ялта-45». Поставил на сцене театра «Сфера» более двадцати спектаклей.

Александр Коршунов родился в семье народного артиста СССР, ведущего актера и многолетнего директора Малого театра Виктора Коршунова и актрисы, режиссера, народной артистки России Екатерины Еланской, художественного руководителя театра «Сфера» в 1981–2013 годах. Его дети, Степан и Клавдия Коршуновы, тоже актеры.

Новая режиссерская работа Александра Коршунова — спектакль по рассказам Юрия Казакова, Юрия Трифонова и Юрия Домбровского «Прозрачное солнце осени». Кроме того, 15 марта в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» состоялась премьера мини-сериала Игоря Угольникова «По зову сердца», в которой он сыграл одну из главных ролей.

«Монокль» поговорил с главным режиссером театра «Сфера» о его новой работе и о природе актерского призвания.

— Почему именно сейчас вы решили поставить на сцене эти тексты?

— Мысль соединить тексты трех авторов, Казакова, Трифонова и Домбровского, и поставить по ним спектакль возникла давно. Их хорошо помнит старшее поколение, а вот молодежь их не знает — есть у меня такое ощущение. Не так часто их переиздают. Мне захотелось о них напомнить, потому что это золотой фонд нашей литературы. Это выдающиеся писатели. Неслучайно их имена назвал Булат Окуджава, отвечая на вопрос о его любимых писателях на вечере в Школе-студии МХАТ (в этот период Александр Коршунов был студентом Школыстудии. — «Монокль»).

— Что такого есть в этих рассказах, чего нет в современной прозе?

— Я не так хорошо знаю современную прозу, но из того, что мне приходилось читать, она показалась мне более отрывочной, субъективной, сиюминутной. А в этих рассказах есть глубинная традиция русской литературы, такая же, как и в рассказах Бунина, Чехова: по темам, по стилистике, по атмосферности. Они очень человечны. При всей сложности тех событий, которые они описывают, в них есть свет и добро, которые обязательно должны быть. Мне не хочется заниматься произведениями, не дающими человеку никакой надежды, не ведущими с ним серьезный разговор о главных опорах человеческой жизни. Если сказать очень коротко, то они повествуют о любви во всех ее проявлениях.

Для меня и для всех это была необычная работа, потому что пьесу можно репетировать сцену за сценой, а здесь каждый рассказ — самостоятельная история, и по порядку репетировать их было нельзя. Их приходилось вести параллельно: репетировали утром одно, вечером другое. В результате у нас сложилась продолжительная история. Она идет четыре часа. В какой-то момент я понял, что это будет именно так. Было искушение от чего-то отказаться, что-то отсечь, поменять. Но я не стал этого делать, потому что спектакли бывают разные: есть одноактные, которые идут час пятнадцать, а бывают и такие. Мы идем на этот вдумчивый разговор и хотим провести зрителя по всей этой истории.

Новая постановка Александра Коршунова — спектакль «Прозрачное солнце осени»

— Действие шести из семи рассказов происходит в СССР в пятидесятых — начале шестидесятых годов. Как вы добивались от актеров перевоплощения в персонажей, живущих в это время? Что представляли собой люди тех лет?

— Тогда были какие-то вещи, в которые люди верили, которые были главными. Потом произошла смена ценностей: очень много стали значить деньги и внешний успех. В советское время слово «карьера» было оскорбительным: надо было думать о пользе людям, о правде, о честности. Это были общечеловеческие ценности. Даже если в каких-то деталях было много лжи, кто-то этими ценностями спекулировал, это не отнимало веры в них.

Например, казалось бы, что такого страшного, когда герой рассказа «Неоконченный холст», художник, берется ради денег оформить панно в парке культуры. Ну и что? Все так подрабатывают. А почему не сняться в рекламе? Или в каком-то низкопробном сериале? Ведь деньги нужны! Я добивался от актеров драматичного отношения к этому поступку художника, потому что он может после этого сломаться навсегда. Когда влюбленная в художника и видящая в нем божью искру Верочка произносит: «Люди ждут от тебя новых картин — большое искусство!» — сегодня эти слова могут восприниматься как фальшь.

А ведь это большая разница: заниматься искусством или ремеслом, или ширпотребом, или делать что-то ради заработка. Заниматься искусством совсем иное дело. Мы в это непреложно верили. У нас было чувство коллективизма, дружества, братства, движения к большой цели, к любви, о которой мечтаешь. Герои рассказа «Прошлогодний снег», он и она, проживают разную жизнь, но они «через тернии, пни и коряги» все-таки прорываются друг к другу. Это два максималиста: в жизни, в искусстве и в любви. Им нужен «прошлогодний снег». Для них это то самое чувство, то самое проявление в искусстве, ради которого стоит жить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Торговля откалибрует фермерскую картошку Торговля откалибрует фермерскую картошку

Зачем крупнейшие российские ретейлеры открывают агроагрегаторы

Монокль
«Церемония жизни». Рассказ из сборника Саяка Мурата «Церемония жизни». Рассказ из сборника Саяка Мурата

Сборник саркастичных, шокирующих и одновременно нежных историй Саяки Мураты

СНОБ
Суперъяхта для ученых Суперъяхта для ученых

Суперъяхты – не только финансовые вершины, но и бессмысленная трата ресурсов

ТехИнсайдер
Нервные тики у ребенка: почему они возникают и как лечатся Нервные тики у ребенка: почему они возникают и как лечатся

Какие нервные тики встречаются чаще всего и почему? И всегда ли нужно их лечить?

Psychologies
Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю

Насколько важно для недавних студентов найти «правильную» работу

Forbes
Павианы анубисы переночевали на опорах ЛЭП Павианы анубисы переночевали на опорах ЛЭП

Ученые заметили несколько групп павианов анубисов, ночующих на опорах ЛЭП

N+1
Океанская рыба, заплывшая в реку Океанская рыба, заплывшая в реку

Об истории замысла Словаря культуры XXI века

Знание – сила
Панацея или пустышка? Панацея или пустышка?

Как разглядеть потенциал у стартапов в сфере биомедтеха

РБК
В новую квартиру В новую квартиру

В эпоху переосмысления это полотно стало символом нормализации репрессий

Дилетант
УКВЗ зажег первую звезду УКВЗ зажег первую звезду

Новый тип вагонов для низкопольных трамваев «Кастор» от УКВЗ

Монокль
«Джеймс Уэбб» нашел нового кандидата в потенциально обитаемую планету-океан «Джеймс Уэбб» нашел нового кандидата в потенциально обитаемую планету-океан

Экзопланета LHS 1140b может быть потенциально обитаемой планетой

N+1
Парящий гигант Парящий гигант

Могло ли какое-то живое существо стать прототипом летающего гиганта, птицы Рух?

Вокруг света
На одной волне На одной волне

Ученые разработали несколько инноваций для российского судостроения

Наука
Искра моря Искра моря

Траулеру Scintilla Maris посчастливилось стать настоящей экспедиционной яхтой

Y Magazine
Красный рынок Красный рынок

После октября 1917 года Эрмитаж начали распродавать – и даже не очень дорого

Правила жизни
Перезагрузка мышления Перезагрузка мышления

Как устроена нейронная сеть и что мы можем сделать, чтобы управлять ею

Лиза
Способность птиц решать головоломки с едой связали с размером мозга и инновационным поведением Способность птиц решать головоломки с едой связали с размером мозга и инновационным поведением

Птицы, лучше решающие головоломки с едой, имеют более крупный мозг

N+1
Мертвый сон Мертвый сон

«Клаустрофобы: Инсомния»: ирландский хоррор-квест

Weekend
Работа по исполнению себя Работа по исполнению себя

Валентина Габышева о том, что такое призвание и как его в себе разглядеть

Seasons of life
Как понять, что брак уже не спасти: 6 однозначных признаков Как понять, что брак уже не спасти: 6 однозначных признаков

Есть «точки невозврата» — после которых восстановить семью очень сложно

Psychologies
12 фраз, оставленных Христом 12 фраз, оставленных Христом

Мудрость Священного Писания, которая поможет найти утешение в трудные времена

Psychologies
Перепись птичьего населения Перепись птичьего населения

Ученые предложили новый способ оценки синантропизации птиц

Наука
Патологическое накопительство животных: 4 симптома «зоологического плюшкинизма» Патологическое накопительство животных: 4 симптома «зоологического плюшкинизма»

Зачем люди заводят огромное количество кошек и собак?

Psychologies
Оказалось, что у ИИ-моделей есть родной язык: чаще всего это английский Оказалось, что у ИИ-моделей есть родной язык: чаще всего это английский

Имеет ли значение доминирование английского языка для ИИ-моделей?

ТехИнсайдер
Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами

В чем заключался преподавательский метод Репина?

Forbes
Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви» Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви»

У меня спрашивают: «Что же ты, не могла замуж выйти?» Почему не могла? Могла!

Коллекция. Караван историй
Самка бонобо попила воду из пустого стручка колы Самка бонобо попила воду из пустого стручка колы

Редкий случай использования инструментов дикими бонобо

N+1
Могут ли месячные пропасть или начаться раньше из-за стресса Могут ли месячные пропасть или начаться раньше из-за стресса

Могут ли месячные не прийти или начаться раньше из-за стресса?

Psychologies
«Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным «Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным

Почему фильм, разрушающий миф о «деве в беде», не оправдывает ожиданий

Forbes
Домашние просторы Домашние просторы

Связь с внешним миром и пространство, наполненное светом, в трехэтажном доме

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении