«Разобраться бы сначала просто с российским». Есть ли люкс в отечественной моде?
Люкс — это не только вещи с шестизначным ценником, но и кое-что еще, чего отечественным брендам (за небольшим исключением) пока часто не хватает. Разбираемся, насколько жизнеспособен люксовый сегмент в России и так ли он нужен нам прямо сейчас
Если задаться вопросом, что такое люкс, ассоциации наверняка подкинут образы сумки Hermès Birkin, свитера Loro Piana, кольца Cartier и даже фирменной упаковки ювелирного дома в оттенке мерло. Если спросить, что такое люкс российский, то в голове появится обезьянка, бьющая в тарелки, а в первых строчках интернет-поисковика — одноименный «сырный продукт» и автомобиль Aurus, который называют отечественным Rolls-Royce. В общем, нечто, совершенно с модой не связанное. Но почему? Неужели в России нет бренда, который мог бы называться люксовым? И что делает бренд таковым?
В самом общем смысле «люксовый» означает «дорогой, доступный ограниченному кругу лиц». Но автоматически записывать в эту категорию любую вещь с высокой ценой неправильно, ведь зачастую она не совсем оправданна, да и понятие дороговизны у каждого свое. Дарья Ядерная, куратор МВА-программы МГИМО и Universal University, напоминает о важности такого фактора, как наследие. Бренды, которые традиционно относят к люксовым, были созданы 50 и более лет назад, передавая знания, традиции, мастерство из поколения в поколение. Впрочем, примеры Marc Jacobs, входящего в люксовый концерн LVMH, или Vetements, часто именуемого новым люксом, доказали, что этот критерий необязателен. А в России в силу исторических причин он и вовсе несостоятелен: «старейшие» бренды у нас те, что зародились в нулевые. Не считая Вячеслава Зайцева и Татьяны Парфеновой, начавших карьеру в 1960–1980-х.
Для соосновательницы проекта Front и обозревателя моды Ольги Михайловской ответ на вопрос, что делает бренд люксовым, однозначный: «Уникальность материалов, техник и технологий, с которыми он работает, а следовательно, и продукта, который он создает». Зачастую уникальность эта может быть неочевидна: взять все тот же свитер Loro Piana, который не производит большого впечатления, пока его не пощупаешь вживую. За мягкость отвечает шерсть монгольских коз, выращиваемых фактически в условиях пятизвездочного курорта, — бренд даже исследует влияние внешних факторов на качество материалов и вкладывает деньги в минимизацию вреда. Кроме того, шерсть вычесывается с особой осторожностью, доставляется в специальных условиях и обрабатывается на фабрике Loro Piana в Пьемонте, где есть собственная станция по очистке сточных вод. Может ли этим похвастаться какая-нибудь отечественная марка? Да и вообще любая другая? Нет. Но она может придумать что-то свое.