«Мазохизм присущ нам априори». Почему людям нравятся истории про маньяков и как тру-крайм может повлиять на психику
С ростом популярности стриминговых сервисов и подкастов у жанра тру-крайм появились миллионы поклонников по всему миру. «Сноб» рассказывает, как появился формат историй про реальные преступления, почему людям так нравятся сюжеты про маньяков и к каким последствиям для психики это может привести
Как зародился жанр тру-крайм
Тру-крайм — это общее название для фильмов, сериалов, подкастов и книг о преступлениях, сюжеты которых основаны на реальных событиях. Сам жанр зародился еще в XVI веке в США. Тогда в прессе появились первые рассказы о совершенных в округе насилии и преступлениях. Большое значение авторы заметок уделяли образу убийцы и причинам его поступка. В XVIII веке популярность получили детективы, например, в 1866–1868 годах писатель Эдуард Вилес опубликовал рассказ Black Bess о жизни и смерти английского бандита Дика Терпина.
Одним из основоположников современного жанра тру-крайм считается американский писатель Трумен Капоте, автор романа «Хладнокровное убийство» (1966). Его книга рассказывает об убийстве семьи фермера в штате Канзас — писатель провел собственное расследование и описал все подробности этого дела. Роман стал бестселлером. А уже 1970–1980-е годы агент ФБР Роберт Ресслер впервые ввел в научный обиход понятие «серийный убийца».
Расцвет жанра в США произошел в 2015 году, когда на платформе Netflix вышел документальный сериал «Создавая убийцу» об американце Стивене Эйвери. Он провел 18 лет в тюрьме за изнасилование, которое не совершал. Интерес к теме убийств не утихает до сих пор — в 2022 году первое место в числе самых просматриваемых фильмов сервиса Netflix занял сериал о серийном убийце «Монстр: История Джеффри Дамера». Он оказался таким же популярным, как сериал «Игра в кальмара» и четвертый сезон «Очень странных дел».
Как Леонид Каневский стал символом тру-крайма в России
В России популярность жанра тру-крайм пришлась на «лихие» 1990-е — эпоху бандитизма и расцвета криминала. Если во времена СССР в СМИ из-за цензуры не публиковали информацию о преступлениях, то в молодой России, с появлением независимых печатных изданий, наоборот, об убийствах стали писать много. Журналисты старались рассказывать истории о маньяках и их жертвах в мельчайших подробностях — благодаря популярности криминальной хроники тиражи изданий активно росли. Одним из главных медиа того времени, публиковавшим подобные истории, считается еженедельник «Криминал», который выходит с 1997 года и печатается до сих пор.
Криминальные хроники с откровенным контентом стали в том числе символом телевидения 1990-х. Целое поколение россиян выросло на передаче «Криминальная Россия». Она выходила на разных каналах с 1995-го по 2014 год и представляла собой цикл документальных фильмов о преступниках и работе следователей.
Но настоящей легендой отечественного тру-крайма стала программа «Следствие вели…» с ведущим Леонидом Каневским. Передача выходит на экраны уже 17 лет. В ней рассказывают о самых резонансных преступлениях в СССР, а ведущий вмешивается в сюжет и комментирует его.
Среди фанатов Каневского оказалось много молодежи. Цитата ведущего «Но это уже другая история» стала мемом и до сих пор «вирусится» в соцсетях. А после эпизодов, где режиссеры вывели на экран несколько изображений ведущего, поклонники придумали шутки про шизофрению или приятный вечер наедине с самим собой.