Пятая «Ариан» улетает в историю
5 июля с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся пуск европейской ракеты-носителя Ariane-5ECA+ с французским военным спутником связи Syracuse-4B и немецким экспериментальным спутником связи Heinrich Hertz. Пуск прошел успешно, в результате аппараты вышли на геопереходную орбиту. Этот пуск можно, в общемто, считать рядовым для Ariane-5, если бы не один факт: это последний пуск данной ракеты, ознаменовавший собой завершение ее эксплуатации.
Как сказал Рюдегер Альбат, руководитель программы Ariane-5: «Все началось с телекоммуникационной революции, которая произошла во второй половине 80-х годов». Прогнозировалась необходимость запускать большее количество геостационарных спутников большей массы. Программу создания Ariane-5 официально одобрили в 1987 году. Интересно, что, по словам Альбата, было трудно убедить страны Европейского космического агентства в том, что на Ariane-5 стоит потратить деньги, хотя первые проработки Ariane-5 появились в 1979 году, когда дебютировала Ariane-1. В то время французский Национальный центр космических исследований CNES занимался изучением различных вариантов, чтобы сделать Ariane конкурентоспособной ракетой-носителем. Причем обязательным условием была возможность использовать Ариан для пилотируемых полетов, в частности, для запуска космического корабля Hermes. На первых порах Ariane-5 виделась как модернизированная версия Ariane-4 с более совершенным водородным разгонным блоком, способная вывести 12–15 т на низкую околоземную орбиту и 5,5 т – на геопереходную. Но в том же году появилась принципиально иная конструкция, в которой использовалась водородная центральная ступень с двигателем HM60 тягой 600–800 кН и два твердотопливных ускорителя Р75 с 75 т твердого топлива для пусков на геостационарную орбиту или Р150 – для пусков на низкую околоземную орбиту. Споры о том, должна ли Ariane-5 стать усовершенствованной версией Ariane-4 или совершенно новой ракетой-носителем, продолжались до 1984 года. Это вполне понятно, ведь новая водородная конфигурация означала отказ от большей части опыта и технологий, разработанных для первой Ariane.
К тому времени рассматривались три версии, которые соревновались за утверждение. Первой была усовершенствованная Ariane-4, именовавшаяся Ariane-5R, со стартовой массой 505 т и первой ступенью, унаследованной от Ariane-4, а вот вторая ступень имела водородный двигатель HM60. Вторая версия со стартовой массой 270 т была полностью водородной и именовалась Ariane-5C. У нее имелось четыре двигателя HM60 на первой ступени и один – на второй. Наконец, третья версия Ariane-5P со стартовой массой 530 т была самой тяжелой. Она имела два твердотопливных ускорителя Р170, один двигатель HM60 на первой ступени и HM7 – на второй. Этот вариант и выбрали для реализации. Ключевым моментом при выборе стала его конкурентоспособность на международном рынке коммерческих запусков. На отказ от Ariane-5R повлиял и факт использования на первой ступени несимметричного диметилгидразина, что не очень хорошо совмещалось с использованием ракеты в качестве носителя пилотируемого корабля. Хотя возможность запуска «Гермеса» и не была абсолютным приоритетом для новой ракеты, но все же важным условием, и, безусловно, этот факт приняли во внимание.