Две стороны «Честного знака»
Производители и инициаторы проекта не сходятся в оценке работы системы маркировки
Уже в течение нескольких лет на российском рынке поэтапно вводится обязательная маркировка отдельных видов продовольствия. И все это время производители продукции и инициаторы проекта спорят о необходимости введения еще одного инструмента контроля. Главная цель «Честного знака» — борьба с контрафактом: сокращение его доли будет обелять рынок и давать больше места на нем для добросовестных производителей. Среди главных минусов системы участники рынка выделяют дополнительные затраты и технические сбои.
Маркировка всех потребительских товаров — «Честный знак» — вводится в России с 2019 года. Пока из продовольствия обязательной маркировке подлежат молоко и молочная продукция, пиво, слабо- и безалкогольные напитки, упакованная вода. 15 апреля прошлого года стартовал эксперимент по вводу системы на рынке икры осетровых и лососевых рыб. Этап обязательной маркировки для этих видов продукции начнется с 1 апреля 2024-го. Затем под маркировку будут подпадать все товары рыбной категории. В ноябре Минпромторг также подготовил проект постановления о проведении добровольного эксперимента по маркировке консервов. Как сообщал источник «Известий», близкий к правительству, планируется, что эксперимент затронет консервацию продуктов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод, а также отдельных видов бакалейной продукции (в их числе чипсы, сухарики, начос, соусы).
«Причина введения маркировки в этих товарных группах очень проста — рост нелегального рынка, — прокомментировал «Агроинвестору» представитель ЦРПТ. — Например, каждый пятый в стране безалкогольный напиток — контрафакт». Чтобы защитить потребителя и восстановить здоровую конкуренцию на рынках, и вводится маркировка.
По изначальному замыслу инициаторов проекта в перспективе национальная система маркировки должна охватывать все товары без исключения. Производители должны легко адаптироваться к новым требованиям, их дополнительные затраты будут незначительными и практически не повлияют на уровень цен (они могут даже снизиться за счет устранения недобросовестной конкуренции). В итоге всеобщая маркировка будет выгодна и производителю, и рынку, и потребителю, и государству, считают создатели системы. Однако взгляд самих компаний на ситуацию не настолько оптимистичен.
Вопрос цены
Цена одного маркировочного кода составляет 50 коп. без НДС и 60 коп. — с добавочной стоимостью. Согласно расчетам специалистов ЦРПТ, затраты на организацию самого процесса маркировки для крупных и средних производителей (на печать этикетки с кодом и проверки кода на линии) составляют порядка 100 тыс. руб. (в пересчете на маркировку одной единицы продукции — меньше 1 коп.). «Если компания решит оборудовать производственную линию и наносить код прямо в процессе производства, инвестиции в пересчете на маркировку одной единицы продукции составят порядка 4 коп., — уточняет представитель центра. — Для малого бизнеса комплект оборудования обойдется в 15–25 тыс. руб., он состоит из термотрансферного принтера этикеток и ручного сканера».
Однако производители молока и молочных продуктов, для которых нанесение маркировки уже стало реальностью, оценивают свои расходы на маркировку иначе. «Участники рынка не напрасно ожидали роста затрат, — говорит эксперт «Института молока» Сергей Резуненко. — Для примера: один из российских молочных заводов при объеме переработки в сутки 150 т сырья потратил только в прямых затратах на принтеры, дополнительный персонал, программное обеспечение, упаковку и остальное около 50 млн руб., а ежемесячные платежи предприятия за 50-копеечную “марку” доходят до 4–6 млн руб. в зависимости от объема выпуска продукции». При этом производительность фасовочного оборудования компании снизилась, подчеркивает спикер.
При подсчете предполагаемых затрат разработчики системы, видимо, не учитывали расходы на новых сотрудников (или на оплату дополнительного труда уже работающих специалистов), а также закупку импортного оборудования для нанесения кодов, которое в последние годы существенно подорожало, обращает внимание директор ГК «Деревенский молочный завод» (Кемеровская область) Александр Сухинин. «Говорят — 60 коп. за один код, но никто не считал реально, во сколько это обходится бизнесу со всеми вопросами рабочего времени, трудозатратами, принципиально вникать в реальную ситуацию никто не хочет», — констатирует он. Директор «Талицкого молока» (Свердловская область) Юрий Окунев отмечает, что только для «Талицкого молокозавода» на работу с кодами, а также на оплату самих кодов уходит ежемесячно около 50 млн руб.
Не отличаются оптимизмом и прогнозы по расходам производителей рыбы, икры и рыбных консервов, которым предстоит поэтапно (начиная с икры) включаться в систему обязательной маркировки. «Исходя из материалов Минэкономразвития, базовые затраты на “Честный знак” (включая размещение информации на продукции, то есть саму маркировку) составят в среднем 116,5 млн руб. на одно среднее предприятие, — утверждает председатель Рыбного союза Александр Панин. — А в рыбной промышленности основная масса предприятий — именно средний бизнес». Кроме того, потребуется отвлечение трудовых ресурсов и внесение изменений в технологические процессы. Иными словами, рост производственных издержек очевиден, делает вывод он.
В условиях роста ключевой ставки ЦБ, ослабления рубля, узкого спектра возможностей для получения государственной поддержки, внедрения сборов в рамках механизма расширенной ответственности производителей (РОП), а также снижения потребления рыбной продукции на отечественном рынке введение обязательной маркировки усложнит работу предприятий, считает эксперт. А, учитывая, что, по данным Росстата, деятельностью «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков» в стране занимается 2140 организаций (по состоянию на октябрь 2023 года), то общие затраты на отрасль составят как минимум около 250 млрд руб. Таким образом, разовые расходы на закупку оборудования и программного обеспечения на маркировку в пять раз превышают годовую прибыль отрасли — по данным Аналитического центра Рыбного союза, в 2022-м она составила менее 43 млрд руб.
Вопрос качества
Производители согласны с тем, что обеспечение рынка качественной продукцией является важной задачей, но не уверены, что результат — полностью заслуга маркировки «Честный знак». «Хотелось бы напомнить, что система маркировки не является заменой деятельности контрольно-надзорных органов, выявление и устранение фальсифицированной и контрафактной продукции входит в их прерогативу. Безусловно, борьба с поддельной и некачественной продукцией — это важная задача, и добросовестный бизнес начал вовлекаться в эту работу еще до появления проекта маркировки», — рассказывает Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки).