Растущий организм: как клуб Рыболовлева заработал €500 млн на продаже игроков
Вице-президент «Монако» Вадим Васильев на лекции в бизнес-школе RMA рассказал, как функционирует клуб, где вырастили звезду сборной Франции Килиана Мбаппе
Экс-владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев приобрел убыточный футбольный клуб «Монако» в конце 2011 года. Пакет в 66,7% акций обошелся миллиардеру в символический €1 плюс гарантированные инвестиции не менее €100 млн за 4 года. Рыболовлев выполнил обещание: благодаря щедрым тратам на футболистов (к примеру, летом 2013-го на игроков потратили почти €150 млн) и статусного тренера Клаудио Раньери клуб за год вернулся в Лигу 1, а уже в сезоне 2013/14 занял второе место в чемпионате. Однако слишком большие расходы обернулись проблемами с УЕФА, так как клуб не выполнил требования финансового Fair Play – соизмерять траты с доходами. Итогом судебных разбирательств стало мировое соглашение – «Монако» выписали штраф ($13 млн, из них $10 млн – условно) и ограничили заявку на еврокубки (21 футболист вместо 25).
С тех пор клуб развивается – и весьма успешно – в рамках другой бизнес-модели. Ограниченность местного рынка (в Монако проживает меньше 40 000 человек) и компактность стадиона (18 523 места) не позволяют клубу масштабно увеличивать доходы от спонсоров, продажи билетов, мерчандайзинга и других коммерческих источников. На продаже телеправ французская лига зарабатывает €727 млн за сезон (с 2020-го новый контракт будет приносить €1,15 млрд в год), что позволяет топ-клубам рассчитывать на сумму немногим больше €100 млн. При нынешних взвинченных ценах на игроков с такими доходами не разгуляешься.
В «Монако» это поняли и решили сделать ставку на другие направления – прежде всего, собственную академию и скаутинг. В результате за последние 5 лет клуб ни разу не опускался ниже третьего места в чемпионате Франции, а в сезоне 2016/17 выиграл его и дошел до полуфинала Лиги чемпионов. При этом за последние два года «Монако» заработал на продаже футболистов €500 млн. А на чемпионате мира – 2018 в разных сборных представлены 13 игроков команды. На лекции факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школе RMA вице-президент и генеральный директор «Монако» Вадим Васильев объяснил, как клубу все это удается.
Академия
«Кроме основной команды, у «Монако» есть еще три – до 17 лет, до 19-ти и вторая команда. В академии у нас примерно 70 игроков, годовой бюджет – €7 млн. Большинство ребят – французы, на иностранцев действуют органичения: европейских игроков можно брать после 16 лет, а не европейских – после 18-ти. У нас своего рода интернат – ребята и тренируются, и учатся. Акцент, конечно, на спорте.
Академия «Монако» историческая и очень известная. В 1998 году, когда Франция выиграла чемпионат мира, в сборной было четверо ее воспитанников. Самым известным тогда был Тьерри Анри (сейчас работает в тренерском штабе сборной Бельгии – Forbes). Сейчас визитная карточка нашей академии – один из лидеров сборной Франции Килиан Мбаппе.
Мы стараемся привлекать крутых молодых футболистов. Они теперь видят, что у нас можно раскрыться и пойти дальше. Это очень хороший старт. Молодые ребята знают, что если они хороши, они будут играть в первой команде.
Вот, например, в «Челси» очень крутая академия. Одна из лучших в мире. Но в основной команде нет ни одного воспитанника. Уровень клуба слишком высокий, а сидеть на скамейке люди не хотят – и им приходится уходить. У нас такого нет. «Монако» – сильный клуб, но у нас такая система. Иногда даже в ущерб результатам мы абсолютно сознательно выпускаем молодых и даем им играть. Мы запускаем таланты и звезды завтрашнего дня. Это тоже тяжело, потому что спортивный результат никогда не выходит из головы и остается важной целью. Тем не менее, наш проект по другому не работает и не может быть успешным».