Русские следы спорткаров Porsche
Отношения знаменитой компании с отечественным автопромом не ограничиваются проектом «Кортеж». Автомобильный обозреватель «Сноба» Денис Орлов вспоминает три истории про советское прошлое немецких автомобилей
Эпизод первый. Танки
Терпение пресс-секретаря бежало тонкой струйкой, как песок в часах визиря. Он уже готовился отсечь московского гостя от своего большого босса. Сдерживал разве что неподдельный интерес, проявленный Вольфгангом Порше к привезенным из Москвы фотографиям.
Глава легендарной компании стучал полированным ногтем по снимку и самозабвенно твердил: «Да, да, это мой дед; он всегда и повсюду был в шляпе». Что там разберешь на слепеньком снимке? В конце 1920-х основатель семейного дела Фердинанд Порше сотрудничал с Daimler-Benz. И втайне, в нарушение Версальских соглашений, конструировал бронемашины. А испытывали германскую технику в Казани, в секретной германо-советской танковой школе КаМа. С инспекцией туда приезжал великий теоретик танковых клиньев Гейнц Гудериан. А вот бывал ли там Порше? Те трое русских, с кем он встречался в Café Rosenstöckle весной 1932 года (эта кондитерская существует в Штутгарте по сей день), были очень настойчивы и щедры в своих посулах. Поддавшись уговорам, конструктор посетил СССР. Ему показывали все, что только он мог пожелать: заводы, моторы, танки, самолеты. Однако предложению стать главным конструктором Республики Советов Фердинанд Порше предпочел возможность стать главным конструктором Третьего Рейха.
Мы стояли на веранде родового гнезда Порше-Пьехов в Целль-ам-Зее — огромного деревянного крестьянского дома, типичного для Штирии и других альпийских земель Австрии и Германии. Пресс-секретарю очень не хотелось, чтобы говорили о танках. Но след был взят. Он приведет в Казань, к Каргопольским казармам, где квартировала школа КаМа. Сейчас там тоже танковое училище.
Порше и танки — это такая заезженная русская колея. Непросто из нее выбраться — постарались сталинские пропагандисты, любимым жупелом у которых была самоходка «Фердинанд». Названная в честь своего создателя, она оказалась единственной его бронированной машиной, от которой Рейху был хоть какой-то прок. Но стереотип неискореним. Празднуем 70-летие первого спорткара марки Porsche на гоночном треке Moscow Raceway. Это на Новорижском шоссе, между деревнями Шелудьково и Федюково. Звучит вопрос с очевидным подтекстом: «Интересно, а немецкие танки дошли до этого места?» Мне просто стало интересно, что же происходило здесь, где сегодня с густым рыком носятся спорткары, осенью 1941-го? Выяснилось, что аккурат тут 19 ноября 1941 года казаки легендарного генерала Доватора повторили подвиг панфиловцев. Про бой у разъезда Дубосеково даже министр культуры Мединский знает. И почти никто не слышал о героической гибели 4-го эскадрона 37-го Армавирского кавполка 50-й Кубанской кавалерийской дивизии у деревни Федюково. Нет, не было под Москвой никаких танков Порше. Другое дело — легкий армейский вездеход KdF-82, очень хорошо показавший себя в русские морозы. Что-что, а автомобили Порше всегда делал прекрасные — военные, спортивные, без разницы. KdF означает Kraft durch Freude, это название нацистской организации, на средства которой в 1938 году у деревушки Фаллерслебен возвели завод. Крестником выступал сам фюрер, одержимый идеей народного автомобиля — «фольксвагена». И Порше сконструировал такую машину, знаменитый теперь на весь мир «жук». А заодно, на его основе — и вездеход. Сразу после войны рабочий поселок при заводе переименовали в город Вольфсбург — поговаривают, увековечив тем самым память о Гитлере, чья подпольная кличка была Вольф — Волк.
Эпизод второй. «Икарус» в Вайсзах
О том, что до середины 1960-х у концерна Volkswagen не было собственного конструкторского бюро, и всю разработку вели поршевцы, я узнал от Анатолия Федоровича Лапина, проработавшего главным дизайнером Dr. Ing. h. c. F. Porsche Aktiengesellschaft с 1969 по 1988 год. Русский — главный дизайнер Porsche?!