Просто космос: зачем Джефф Безос тратит миллиарды долларов на ракеты
В этом году создатель и глава Amazon Джефф Безос официально стал самым богатым человеком в новейшей истории. Но его бизнесу уже давно тесно в рамках земного притяжения
Согласно последним оценкам состояние Джеффа Безоса, главы Amazon, превысило $150 млрд. Последний раз частное лицо обладало состоянием большего размера еще в XVI веке, это был Якоб Фуггер-младший, человек, сколотивший свой капитал методами, недоступными в современном мире, да и начинавший с крупного состояния, нажитого трудом его предков. По сути, Безос — богатейший человек из всех, кто зарабатывал свои деньги в рамках конкурентной экономики.
Когда в июле 1994 года он учредил компанию Cadabra, через год переименованную в Amazon, у него не было почти ничего, кроме идеи. Столы, собранные из дверей, действительно были в его офисе — от нехватки средств. Дело доходило до того, что главными инвесторами в его компании вначале были его немолодые родители, откладывавшие эти средства на старость.
«Стратегия минимизации сожалений»
Идея, стоявшая за Cadabra/Amazon, тоже была минималистично простой. Безос, вышедшей из IT-среды, в мае 1994 года зашел на сайт, измерявший рост использования интернета пользователями за первый год его существования. Увидев цифру годового роста на 2300% в год, предприниматель подумал, что и продажи в этой среде будут расти довольно быстро.
За образец он принял продажи товаров по почте, когда покупатель выбирает в каталоге то, что ему нужно. Такие продажи в тот момент слабо затрагивали книги. Для выбора нужно было бы рассылать потенциальным покупателям слишком толстые каталоги, то есть нести большие издержки. Безос решил, что интернет-продажи следует начинать там, где конкурирующие способы плохи — и книги здесь были лучшим решением. Толстый каталог книг было дорого рассылать по почте, но недорого размещать в интернете.
Потом ровно ту же модель Безос применял во всех областях, куда «заходил» с Amazon. Его компания изначально искала нишу, в которой у нее было бы преимущество, отсутствующее у всех остальных игроков на рынке. Это довольно общий бизнес-подход — попытки найти уникальные преимущества предпринимал и eBay. Его электронные аукционы тоже пользовались особенностями, которые мог предоставить только интернет. Свои уникальные преимущества искали и другие игроки на рынке интернет-торговли. Что же позволило Безосу пережить крах доткомов и создать компанию, которая несопоставимо больше того же eBay?