Раскопки, собаки и джин: как Кэтлин Кеньон ломала стереотипы о женщинах в археологии
Кэтлин Кеньон считается одним из самых выдающихся археологов XX века. «За заслуги перед археологией» она стала кавалером Ордена Британской империи и кавалером иорданского Ордена Независимости. Ее называли The Great Sitt (Великая Госпожа). Она забирала домой собак с улицы, любила общаться со студентами, курила и всегда боролась за место женщин в научных кругах.
В 1969 году на ежегодном симпозиуме британского Института Гальтона главный доклад читала археолог Кэтлин Кеньон. Темой в тот год были биосоциальные аспекты секса, и Кэтлин, выйдя к трибуне, заговорила о женщинах в академической среде. Она не исследовала этот вопрос специально — просто сама была женщиной в академической среде. Она училась в школе для девочек и в колледже для девочек, а успех ее карьеры постоянно приписывали влиятельному отцу или выдуманной романтической связи с наставником. В конце речи доктор Кеньон объявила, что успехи женщин-исследовательниц тормозят две вещи — воздействие ранних браков и сохранившееся от XIX века отношение мужчин. В собственной жизни она их преодолела.
Лондон, Оксфорд, Веруламиум
«К», как ее называли дома, родилась в Лондоне 5 января 1906 года. Она была первым ребенком сэра Фредерика Кеньона, выдающегося библеиста, и его жены Эми, художницы и музыканта. Мистер Кеньон сделал блестящую карьеру в Британском музее. Он устроился туда в 1898 году помощником хранителя в отдел рукописей, а к 1909 году дослужился до поста главного библиотекаря и директора. Каждое утро в 9:00 утра Фредерик выходил из дома в музей, одетый в утреннее пальто и фрак. Он стремился сделать национальные сокровища музея доступными широкой публике. Создал, например, систему экскурсий. Кеньон также хотел, чтобы музей стал бесплатным для всех.
Родители обожали девочек — и Кэтлин, и ее младшую сестру Нору. Вскоре после рождения Кэтлин Эми написала: «Ужасно, насколько драгоценна эта маленькая крошка». Кэтлин походила на папу — у нее были светлые волосы и ярко-голубые глаза. В играх с сестрой она всегда хотела руководить, а если не получала этого, то обижалась и уходила. В семье считали, что дети должны расти свободными и образованными — им разрешали играть в индейцев, ловить рыбу, лазать по деревьям, играть в теннис. Много внимания уделяли и обучению. В 1919 году Кэтлин поступила в школу Святого Павла для девочек. И хотя ее директор говорила, что цель этого учебного заведения — подготовка будущих жен, учебная программа отражала совсем другой подход: девочек готовили к поступлению в университеты.
Кэтлин всегда отрицала влияние Британского музея на свой интерес к истории, но все же признавалась, что отцовская должность была преимуществом, потому что «очень полезно иметь в своем распоряжении национальную коллекцию, к которой добавлялась радость сопровождать отца при свете электрического фонаря». Кэтлин фактически росла среди древностей и артефактов.
Для дальнейшего обучения Кеньон выбрала женский Сомервиль-колледж Оксфорда, самый либеральный и серьезный из женских колледжей. Там она наслаждалась свободой — устраивала чаепития, посещала дебаты, кино и театр. Она пробовала себя в политике, вступив в Консервативный клуб. В соревнованиях по хоккею получала высшие очки и, казалось, ни в чем из испробованного не желала уступать. Преподавателем истории в колледже была Мод Кларк, известная медиевистка. Она говорила о Кеньон: «Можно положиться на то, что мисс Кеньон будет разумно и энергично выполнять любые обязанности, которые решит взять на себя. Она не делает ничего — от игр до работы — неряшливо или нерешительно».
Кэтлин стала одной из первых женщин, принятых в Археологическое общество, а затем и первой женщиной, возглавившей его. Общество собиралось по пятницам для лекций и спонсировало экскурсии по местным достопримечательностям. Некоторые члены общества принимали участие в близлежащих раскопках, например, в романо-британском поселении в Алчестере. Но Кэтлин в этом не участвовала. Несмотря на членство, выбор именно археологии в конечном итоге стал для «К» случайностью. Общительная Кеньон в университете больше любила танцевать, устраивать театральные постановки и знакомиться.