Пластиковая филантропия: как финансист хочет привлечь в благотворительность миллиарды
Илья Зибарев много лет проработал на руководящих должностях в банках, а теперь на общественных началах консультирует благотворительные фонды и хочет через крупные банки привлечь в благотворительные проекты миллионы людей и миллиарды рублей
Илья Зибарев много лет работал на руководящих должностях в банках («ДельтаКредит», Городской ипотечный банк, «Хоум Кредит», Альфа-банк, СКБ Банк), а теперь, можно сказать, на общественных началах консультирует благотворительные фонды. «Тезис «я занимаюсь бизнесом и не лезу в политику» уже привел нас туда, куда привел. Политику мы проиграли, я не хочу, чтобы мы проиграли еще и народ, — объясняет финансист. — Я свои деньги заработал, теперь я хотел бы помочь стране, но я не могу быть политиком в России, тут нельзя критиковать власть и невозможно никак на нее повлиять. Поэтому я выбрал благотворительность — она позволяет улучшать жизнь людей самому, без помощи извне».
Впервые Зибарев столкнулся с благотворительностью, когда работал в Альфа-банке (возглавлял направление ипотечного кредитования и розничных услуг), — в 2005 году банк начал помогать детскому дому. «Сначала мы отвезли туда стиральные машины и другую технику, это было время, когда в детских домах ничего не было. Потом нам объяснили, что важно не это: дети там заперты, не видят нормальной жизни. И мы начали командами выезжать туда, играть с детьми, заниматься ими». Потом Альфа-банк выпустил пластиковую карту помощи амурским тиграм, но проект провалился. «Это никогда не взлетает, потому что люди не будут специально выбирать карту, которая привязана к благотворительности. По крайней мере, массово», — считает Зибарев.
Хорошее работающее решение он нашел почти через 10 лет. В 2013 году Зибарев уехал в Екатеринбург в СКБ Банк (сейчас банк «Синара») миллиардера Дмитрия Пумпянского и придумал программу «Повседневная благотворительность», а в 2014-м возглавил банк. «Руководство крупным банком позволило сделать благотворительность масштабной, интегрировав ее в карточные продукты. Мне удалось поменять сам паттерн взаимодействия с попрошайничества на партнерскую историю. Как обычно работает благотворительность в банке? Ты просишь деньги, и тебе выдают что-то из маркетингового бюджета, если выдают, — рассказывает Зибарев. — А в той программе, что придумали мы, банк становится партнером, а его клиенты получают возможность легко и быстро стать благотворителями. Но важно, чтобы эти траты были для них незаметны».