Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания
В некоторых странах до сих пор существуют обычаи, согласно которым насильник или убийца может избежать ответственности: в первом случае — если женится на пострадавшей, во втором — если принудит к браку свою родственницу. В обоих случаях за чужое преступление в итоге отвечают женщины, насильно выданные замуж. Рассказываем о том, как появились эти традиции

Принудительным называют любой брак, при заключении которого одна из сторон не выразила свободного и ясного согласия. Являясь формой рабства, такой брак нарушает права человека. В мире существует множество видов принудительного супружества, в их числе — браки, призванные «компенсировать» совершенное преступление.
Брак после насилия
Один из древнегреческих мифов рассказывает, что бог подземного царства Аид увидел Персефону, дочь богини Деметры, влюбился в нее без памяти, похитил и женил на себе. Миф заканчивается хорошо: Персефона влюбляется в похитителя и остается с ним. Троянская война началась, когда Парис, сын троянского царя Приама, похитил Елену Прекрасную у ее супруга Менелая. В этой истории тоже все довольно романтично: Парис влюбился в Елену, а она — в него. Ромул, один из основателей Рима, согласно легенде, дал своей армии приказ похитить женщин племени сабинов — потом те, привязавшись к римским мужьям, остановили войну между ними и своими соплеменниками. В русскоязычной историографии эпизод с Ромулом обычно называют именно «похищением» сабинянок. Англоязычная традиция использует другую формулировку: the Rape of the Sabine Women, то есть изнасилование. Неслучайно и похищение, и изнасилование обозначались в латинском языке одним словом — raptus.
Действительно, практика похищения женщин в разных культурах чаще всего подразумевала именно изнасилование с последующим браком. Такие «союзы», например, активно практиковались на греческом Востоке в поздней античности. Брак с насильником в античности рассматривался как подходящее разрешение проблематичной ситуации: он одновременно обеспечивал девушке сохранение статуса в обществе (будучи «опороченной», она едва ли могла найти себе другого супруга), а насильника «наказывал» женитьбой.
«Сексуальная неприкосновенность женщины была жизненно важна, поскольку она была связана с законными правами ее детей, а значит, и с правами будущих римских граждан», — пишет автор статьи «Изнасилование в Риме: обзор римских законов об изнасиловании с республиканского периода до правления Юстиниана», опубликованной в Michigan Journal of Gender & Law. Сексуализированное насилие в отношении женщин считалось не преступлением против личности, а чем-то вроде воровства, кражи чести семьи. Инцидент мог быть исчерпан, если «кража» оформлялась как «законная сделка» — брак.
Отойти от римской традиции понимания изнасилования как похищения чужой собственности попытался в XII веке юрист Грациан, автор важного средневекового памятника канонического права (известен как Декрет Грациана). Он включил в состав изнасилования отсутствие добровольного согласия (правда, считал, что оно обязательно должно выражаться активным сопротивлением). Но и он полагал, что вариантом покаяния для насильника может быть брак с пострадавшей.
Подобные представления сохранялись вплоть до Нового и Новейшего времени. Например, французский Уголовный кодекс 1810 года предусматривал за похищение женщины тюремное заключение (статья 354), если пострадавшая не достигла совершеннолетия — наказание в виде каторжных работ (статья 355). Но «в случае, если соблазнитель женился на девушке, которую он украл», привлечь его к ответственности можно было только по жалобе родителей девушки или ее законных опекунов (статья 357). По сути, эта статья нормализовала брак после изнасилования, позволяя мужчине избежать судебного преследования в случае женитьбы. Мнение пострадавшей при этом не учитывалось. Бывшие французские колонии и подмандатные территории, особенно в Северной Африке и на Ближнем Востоке, переняли эту норму и сохранили в своих законах и после обретения