Дети солнца: что делать, если ребенок родился с синдромом Дауна
Синдром Дауна — достаточно распространенная генетическая патология. Она встречается примерно у 1 из 700 новорожденных, одинаково часто у мальчиков и у девочек, во всех этнических группах и среди всех экономических классов. И все равно кажется чем-то невозможным и даже смертельным — для новоиспеченных родителей. Как психологически перестроиться в такой ситуации, чтобы не навредить ни себе, ни ребенку?
При выявлении у ребенка нарушений в развитии, особенно если они выражаются диагнозом (как в случае с синдромом Дауна), родители оказываются в ситуации, которую можно приравнять к ситуации горя, утраты. Утраты ожиданий, связанных с рождением здорового малыша. Как будто вместо того, кого ждали, родился другой — и к его появлению они готовы не были. Это вызывает самые разные эмоции:
- разочарование,
- страх,
- гнев,
- стыд,
- вину,
- беспомощность,
- тревогу перед будущим — как своим, так и ребенка.
Ситуацию осложняет не только хаос в мыслях и чувствах родителей, но и поведение родственников — они могут не поддержать или из-за сложности чувств, или из-за веры в семейные мифы: «У нас в семье рождаются только здоровые дети». Не вызывает оптимизма и отношение внешнего мира к людям с особенностями в развитии — недостаточное информирование, отсутствие доступной среды, нетолерантность. В итоге родители ребенка с синдромом Дауна испытывают давлением всех этих обстоятельств, но не понимают, как их преодолеть, — то есть оказывается в тяжелейшем кризисе. Как из него выбраться?
Шаг 1. Анализ
Ситуация уже произошла, ребенок уже родился с особенностями. Этот факт предстоит принять, а также принять самого малыша и себя как родителя особенного ребенка. Почему это важно? Нашей психике необходимо прожить, проработать все те негативные эмоции, которые возникли и еще будут возникать при столкновении с реальностью. Только когда эта внутренняя работа будет проделана, мы сможем начать создавать новую жизнь в навсегда изменившихся условиях, испытывая удовлетворение от того, что у нас есть.