Найдите отличия: какими были такси и водители 100 и 50 лет назад
5 фактов из истории такси в России. Многие особенности профессии таксиста давно канули в Лету, но кое-что осталось неизменным
Быть таксистом в СССР было престижно и довольно выгодно, но непросто: шофер должен был соблюдать государственную должностную инструкцию наравне с законами теневой экономики. А еще ему приходилось быть мастером на все руки и самым настоящим психологом. «Вокруг света» кратко рассказывает об истории развития такси в нашей стране.
Из «водителей кобылы» в таксисты
Как отечественные, так, впрочем, и зарубежные такси пришли на смену экипажам извозчиков, а своим названием этот вид транспорта обязан таксометру — прибору для расчета стоимости поездки в зависимости от времени ожидания и расстояния.
От слова «таксометр» произошло слово «таксомотор» использовавшееся в Российской империи, а потом и в СССР для названия такси. Позднее оно сократилось до варианта «таксо», а затем превратилось в «такси», но таксомоторные парки называются так и по сей день.
Таксометр был запатентован в Германии в 1891 году, а в 1897 году в Штутгарте появился первый бензиновый автомобиль-такси. Вскоре примеру немецкого города последовали Берлин, Париж, Лондон и другие крупные города Европы и США.
В Российской империи таксомоторы появились в 1906–1907 гг. в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Есть версия, что самым первым такси в стране стал автомобиль Berliet, привезенный в город Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан) в 1906 году купцом Нурмухамедбаевым, но, судя по всему, это произошло только в 1912 году.
В Москве первая стоянка такси, по-тогдашнему «биржа», была в районе нынешней Пушкинской площади, а к началу Первой мировой войны в городе насчитывалось около 300 такси разных марок.
Такси для рабочего класса
Революция и последовавшая за ней Гражданская война обернулись экспроприацией многих частных автомобилей, включая и те, что работали в качестве такси, но уже в 1925 году московские власти приняли решение о создании государственной службы такси, услуги которой были доступны простым трудящимся. Для нее были закуплены несколько десятков французских автомобилей Renault KZ.
Эту модель выбрали с учетом климатических и дорожных условий, а в народе новые такси прозвали «утюгами» из-за формы передней части автомобиля. Чуть позже для таксопарка закупили машины FIAT, но они прослужили недолго тогда как эксплуатация Renault KZ продолжалась до 1935 года. К тому времени на смену первым машинам пришли сперва американские автомобили Ford, а затем — их лицензионные копии, собиравшиеся на Горьковском автозаводе.