5 фактов из истории такси в России

Вокруг светаАвто

Найдите отличия: какими были такси и водители 100 и 50 лет назад

5 фактов из истории такси в России. Многие особенности профессии таксиста давно канули в Лету, но кое-что осталось неизменным

Маша Веселова

Фото: Sigurdas, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Быть таксистом в СССР было престижно и довольно выгодно, но непросто: шофер должен был соблюдать государственную должностную инструкцию наравне с законами теневой экономики. А еще ему приходилось быть мастером на все руки и самым настоящим психологом. «Вокруг света» кратко рассказывает об истории развития такси в нашей стране.

Из «водителей кобылы» в таксисты

Как отечественные, так, впрочем, и зарубежные такси пришли на смену экипажам извозчиков, а своим названием этот вид транспорта обязан таксометру — прибору для расчета стоимости поездки в зависимости от времени ожидания и расстояния.

От слова «таксометр» произошло слово «таксомотор» использовавшееся в Российской империи, а потом и в СССР для названия такси. Позднее оно сократилось до варианта «таксо», а затем превратилось в «такси», но таксомоторные парки называются так и по сей день.

Таксометр был запатентован в Германии в 1891 году, а в 1897 году в Штутгарте появился первый бензиновый автомобиль-такси. Вскоре примеру немецкого города последовали Берлин, Париж, Лондон и другие крупные города Европы и США.

В 1897 году в Лондоне работали электрические такси, но тогда электромобили проиграли конкуренцию машинам с двигателем внутреннего сгорания. Фото: Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media

В Российской империи таксомоторы появились в 1906–1907 гг. в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Есть версия, что самым первым такси в стране стал автомобиль Berliet, привезенный в город Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан) в 1906 году купцом Нурмухамедбаевым, но, судя по всему, это произошло только в 1912 году.

В Москве первая стоянка такси, по-тогдашнему «биржа», была в районе нынешней Пушкинской площади, а к началу Первой мировой войны в городе насчитывалось около 300 такси разных марок.

Такси для рабочего класса

Революция и последовавшая за ней Гражданская война обернулись экспроприацией многих частных автомобилей, включая и те, что работали в качестве такси, но уже в 1925 году московские власти приняли решение о создании государственной службы такси, услуги которой были доступны простым трудящимся. Для нее были закуплены несколько десятков французских автомобилей Renault KZ.

Эту модель выбрали с учетом климатических и дорожных условий, а в народе новые такси прозвали «утюгами» из-за формы передней части автомобиля. Чуть позже для таксопарка закупили машины FIAT, но они прослужили недолго тогда как эксплуатация Renault KZ продолжалась до 1935 года. К тому времени на смену первым машинам пришли сперва американские автомобили Ford, а затем — их лицензионные копии, собиравшиеся на Горьковском автозаводе.

Московское такси Renault KZ на советской почтовой марке. О появлении этих машин в Москве пишут Илья Ильф и Евгений Петров в «Золотом теленке»: «В тот день, когда Адам Казимирович [Козлевич] собрался впервые вывезти свое детище в свет, на автомобильную биржу, произошло печальное для всех частных шоферов событие. В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов „Рено“. Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать». Фото: Sergey Galyamin / Alamy via Legion Media

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении